ЕС знаменует собой одну из самых удачных в истории попыток, предпринятых странами и народами на пути преодоления разобщенности, когда развитие партнерства и сотрудничества переводит военные конфликты в честное соревнование. Пятьдесят лет тому назад в такую возможность верили лишь немногие. Большая часть Западной Европы лежала в руинах. Еще тлел пожар вражды. Пользуясь щедрой поддержкой Америки, мы построили прочное сообщество демократий, экономическое здоровье и политическая свобода которых помогли нам выстоять перед лицом тирании. Подобным образом нужно отнестись и к проблемам вражды и экономической разрухи в Югославии.
Заслуги ЕС очевидны. После крушения коммунизма мы приступили к оказанию помощи странам Восточной Европы в деле установления демократии и осуществления перехода к рыночной экономике. Мы занимались этим с такой же решимостью и с такой же верой в успех, с какими Соединенные Штаты возрождали Западную Европу после второй мировой войны.
За десять лет после падения Берлинской стены эти стран преобразились и ныне находятся на пути к вступлению в ЕС. Мы говорили себе, что война в Европе теперь невозможна. Но она началась на Балканах. В Европе изгнана еще не вся нечистая сила.
За десять лет войны мы стали скромнее, мудрее (я надеюсь), но теперь мы с гораздо большей решимостью готовы начать новую страницу, работать совместно со странами и народами Юго-Восточной Европы не для того, чтобы спасти их, но для того, чтобы трансформировать. Именно об этом говорится в Пакте Стабильности — в нем признается, что необходимо решительно взяться за решение проблем региона, что борьба с кризисом после его начала обходится гораздо дороже осуществления долгосрочной стратегии по поддержанию мира.
В действительности балканский кризис — одна из серьезнейших проверок способности ЕС обеспечить стабильность. В прошлом году в Косово Америка взяла на себя основную тяжесть проведения военной кампании. Американские и европейские миротворцы бок о бок служили в Косово и Боснии. Почти две трети миротворческих войск — примерно 30 000 человек — составляли граждане ЕС.
Наша главная стратегия ясна: построить крепкую и стабильную систему демократий в регионе, в которую, мы надеемся, отныне войдет и Сербия. Мы начинаем осуществление этой стратегии с построения (в прямом и переносном смысле) дороги в Юго-Восточной Европе, ведущей к интеграции с остальной Европой и Евро-Атлантическим сообществом. Эта дорога построена на основе прочных реформ, подкрепленых существенной финансовой помощью.
С 1991 года мы израсходовали в регионе примерно 8 миллиардов евро на реконструкцию и гуманитарную помощь; финансовая поддержка региона Европейским Союзом за эти годы в совокупности составила 17 миллиардов евро. В этом году Европейская комиссия выделила примерно 600 миллионов евро на восстановление жизни в Косово и Боснии, на поддержку недавно избранных отважных лидеров Хорватии, на поддержку реформ в бывшей югославской республике Македонии и в Албании.
ЕС предоставил значительную финансовую поддержку Черногории, когда правительство страны оказало сопротивление Милошевичу. В этом году финансовая помощь Черногории со стороны ЕС удвоилась и составила 20 миллионов евро. Европейский Союз в Лиссабоне распорядился о выделении дальнейшей помощи, направленной на смягчение неотложных финансовых проблем в Черногории. Подобную помощь мы готовы предоставить и Сербии.
Если новые лидеры Сербии оглянутся вокруг, они действительно смогут заметить реальный прогресс в регионе: в Хорватии, прокладывающей демократический путь после прошедших ранее в этом году выборов; в бывшей югославской республике Македонии, первой стране, почти достигшей соглашения с ЕС по вопросу заключения договора о стабилизации, в Албании, упорно продолжающей политические и экономические реформы; и в Боснии, где ускорился процесс возвращения беженцев. Прогресс был достигнут даже в Косово, несмотря на множество труднопреодолимых препятствий.
Прогресс также наблюдается и на региональном уровне: он проявляется в соглашениях о региональных инвестициях, в региональной инициативе по борьбе с коррупцией, в реформе средств массовой информации. Между Македонией и Косово было достигнуто соглашение о модернизации контрольно-пропускного пункта в Блаце, а Болгария и Румыния договорились о строительстве нового моста через Дунай. Это все — реальные достижения, ставшие возможными при посредничестве Пакта Стабильности.
Европа также вкладывает немалые деньги в пакет проектов «Быстрого Старта» — готовых начаться немедленно или в ближайшие 12 месяцев работ, направленных на модернизацию мостов, дорог, аэропортов, систем водоснабжения и линий электропередач по всему региону. Не менее важны проекты по установке институционального «программного обеспечения» — государственной администрации, свободных средств массовой информации, независимой судебно-правовой системы, функционирующих ответственных институтов, в которые смогут поверить и на которые смогут положиться все члены сообщества. Европейская Комиссия дала торжественное обещание предоставить 530 миллионов евро на обеспечение проектов в рамках программы «Быстрого Старта».
Тем не менее, сотрудничество — дорога с двусторонним движением. Чтобы привести к успеху, эти усилия должны подкрепляться равнозначной решимостью стран региона провести реформы. Такой подход — помогать тем, кто помогает себе (неразрывно связанный с подлинными реформами) — лежит в самой основе осуществляемого ЕС процесса Стабилизации и Взаимного Союза. Этот процесс принесет региону — и уже начал приносить — значительные выгоды в виде взаимной торговли, политического диалога и регионального сотрудничества.
Действительно, недавно мы одобрили радикальное предложение о расширении торговых связей стран региона с рынками ЕС. Оно вступает в силу 1 ноября.
Через 18 месяцев после бомбежек Косово мы начали делать успехи. Перемены в Сербии дают основания полагать, что сербы также заметили происходящие в регионе перемены и более не желают оставаться вне игры. Мы также не желаем, чтобы они упустили возможность установить лучшие связи с Европой.