Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европейский выбор Украины: шанс все еще есть

18 октября, 2001 - 00:00

Интеграция Украины в ЕС, которая была провозглашена ключевым внешнеполитическим приоритетом в инаугурационной речи Президента Кучмы в ноябре 1999 года и определена в правительственной программе как стратегическая цель государства в начале 2000 года, по словам госсекретаря МИД Украины по вопросам европейской интеграции Александра Чалого на заседании Комитета по парламентскому сотрудничеству «Украина — ЕС», может «претендовать на национальную идею».

«Украина — страна стратегического значения для Европейского Союза», — заявил на этом же заседании председатель делегации Европарламента Ян Вирсма. ЕС, по его словам, будет делать все возможное для того, чтобы, когда придет время говорить о членстве Украины в Союзе, она была к этому готовой. Вирсма заверил, что ЕС будет делать все возможное, дабы избежать «возведения каменных стен и непреодолимых границ между Украиной и ЕС».

В принципе, все это не является чем-то радикально новым и выходящим за пределы обычных риторических заявлений, не наполненных никакой конкретикой. Причем с обеих сторон.

Хотя последний, Гетеборгский саммит ЕС, которым завершилось председательство в Союзе Швеции, дал, возможно, первую надежду Украине: на нем впервые было сказано, что ее могут пригласить участвовать в Европейской конференции, где вместе с вопросом о расширении ЕС будет обсуждаться и дальнейший уклад Европы в целом.

Сопредседатель Комитета по парламентскому сотрудничеству «Украина — ЕС» Иван Мусиенко убежден, что перейти к практике уже удалось. Состав делегации Европарламента, принявшей участие в заседании Комитета, был наиболее представительным за три года межпарламентского диалога. Впервые члены делегации Европарламента посетили регионы Украины. Роберт Гудвилл ознакомился с состоянием нашего аграрного сектора, а Гордон Адам — с шахтами Донбасса. По словам Ивана Мусиенко, в результате члены делегации Европарламента согласились с тем, что приватизация в энергетическом секторе Украины, на ускорении которой настаивает ЕС, нуждается в максимальном учете социального аспекта и поэтому требует большего времени.

«Практическое задание» Украины — прежде всего адаптировать свое законодательство к европейскому в 17 сферах (продвижение, по словам вице-спикера Верховной Рады Степана Гавриша, наметилось лишь в отрасли торговли). Проблема заключается даже не столько в переводе западноевропейских образцов, на что часто ссылаются в Украине, сколько в принятии принципиально нового законодательства и в его выполнении. Что, в свою очередь, дало бы Украине возможность выполнить так называемые Копенгагенские критерии в политической и экономической сферах, необходимые для подачи заявки на вступление в ЕС. О том, что продвижение Украины будет оцениваться исключительно по этим требованиям, напоминали депутаты Европарламента.

С этой точки зрения понятным является внимание ЕС к украинскому избирательному процессу. Сколько времени следует отводить на предвыборную кампанию, должны решать в Украине, убежден председатель делегации Европарламента Ян Вирсма. «Хочу только подчеркнуть, — заявил он, — что мы будем очень пристально следить за равенством условий для всех кандидатов в народные депутаты. И, будьте уверены, если это равенство не будет соблюдено, мы сделаем соответствующие выводы и объявим их миру.»

По словам вице-премьер- министра Украины Василия Рогового, темпы роста внешней торговли Украины со странами Европейского Союза в 2,5 раза выше темпов роста внешнеторговой деятельности нашей страны в целом. Вообще же, по словам вице-спикера Гавриша, почти половина объемов внешнеторгового оборота Украины приходится на страны ЕС и страны-кандидаты на вступление в Союз.

Однако рядовому украинцу показатели роста объемов экономического сотрудничества Украины со странами-членами Евросоюза вряд ли компенсируют ощущение унижения, связанное с процедурой получения въездных виз, и с отношением к нему, украинцу, на Западе в целом. «К нам относятся, как к гражданам Европы второго сорта, — заявил государственный секретарь МИД Украины по вопросам европейской интеграции Александр Чалый. — На наш взгляд, здесь речь идет об европейских ценностях прав человека.» Актуальным является и вопрос защиты достоинства тех эмигрантов из Украины, которые пребывают в странах ЕС — кто легально, а кто и не очень. На украинцев в странах ЕС, убежден Чалый, обязательно должны распространяться положения Европейской конвенции о правах человека.

После начала боевых действий в Афганистане и с усилением потока нелегальных мигрантов, Украину прежде всего интересует помощь ЕС в обустройстве нашей восточной границы. Отвечая на вопрос «Дня», господин Вирсма сказал, что «в первую очередь, сегодня идет речь об обустройстве западной границы Украины. Но связь между западной и восточной границами Украины является очень тесной. ЕС хочет иметь полную гарантию безопасности. Поэтому Европарламент считает, что ЕС может оказать финансовую помощь в обустройстве восточной границы Украины». Не исключено, что этот вопрос будет подниматься в декабре на украинско-немецких межправительственных консультациях.

Делегаты Европарламента ничего не сказали об инциденте с ракетой С-200. Нам, очевидно, простили трагедию с русским Ту-154. Но доверие придется завоевывать именно практикой, и далеко не в сфере дипломатии.

КОММЕНТАРИЙ

Александр СТЕГНИЙ, руководитель отдела социально- политических исследований «СОЦИС-Геллап»:

— Значительного, сногсшибательного прыжка общественного мнения в пользу присоединения Украины к ЕС, во всяком случае, по нашими данным, не было. Отношение большинства к экономическому аспекту интеграции в Евросоюз является позитивным. Здесь срабатывает уровень жизни и уровень кооперации в странах ЕС. Хотя, безусловно, для части граждан Украины характерно предубеждение, что переориентация сугубо на рынок стран ЕС может нас немного оттолкнуть от партнеров по бывшему Советскому Союзу и СНГ, где наша продукция является конкурентоспособной. Политическая ориентация на Россию и СНГ в украинском обществе достаточно-таки ощутимая. Желание ориентироваться на Евросоюз особенно присуще людям молодого поколения с высшим образованием. Возможно, треть населения Украины поддерживает евроинтеграцию. Это, в целом, неплохой результат. Однако для того, чтобы присоединиться к европейским структурам, следует выполнять их требования. В этом аспекте нужно, к примеру, учитывать, что более 70% граждан Украины выступали за сохранение смертной казни, которую наше государство отменило по требованию Совета Европы. Членство в ЕС также может быть связано с достаточно непопулярными мерами.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ