То, что Еврокомиссию возглавил бывший итальянский премьер Романо Проди, не только радость для Италии за своего соотечественника. Это еще и примета того, что авторитет Рима в Евросоюзе растет.
Кстати, именно Проди постарался поднять рейтинг Италии в Евросоюзе. Экономист, учившийся в Милане, Лондоне и преподававший в Гарварде, он является автором работ, способствовавших образованию «итальянской школы индустриальной экономики», а ее опыт ценится в европейских экономических кругах. В 80-е он возглавил крупнейшую итальянскую холдинговую компанию IРI, которая при его правлении расцвела и получила независимость от политической власти. Но главным достижением Проди является превращение итальянской лиры в более-менее крепкую валюту. В 1996 году, когда Проди получил портфель премьера, самые сильные страны ЕС отбрасывали мысли, что Италия за три года станет одной из стран, которые введут евро. «Италии там не будет», — заявил тогдашний министр финансов Германии Тео Вайгель. Проди же поставил задачу приблизить итальянскую экономику к немецкой модели. И — выиграл. За два с половиной года его пребывания в кресле премьера инфляция сократилась с 5,6% до 1,7%, дефицит бюджета — с 6,7% до 2,7% ВВП. А Италию где-то за год до заветной даты рождения безналичного евро назвали в числе основательниц новой валюты.
Это достижение Проди запомнит в первую очередь Италия. Европа же, в целом, обращает внимание на другие его «плюсы». Во-первых, Проди, прошел испытание властью, имеет незапятнанный грязными историями имидж. Впрочем, он был втянут в скандал 1993 года, когда в возглавляемой им компании IРI расследовали злоупотребления служебным положением. Из-за отсутствия доказательств дело было закрыто. Во-вторых, у Проди — репутация человека, сдерживающего слово, а это считается не совсем типичным для политика, тем более итальянского. В-третьих, новый председатель Еврокомиссии во времена своего премьерства показал, что он способен на компромиссы для Союза, где представлены 15 государств и у каждого как-никак есть собственные интересы, это — ценное качество.
Если Клинтона любят изображать вместе с саксофоном, то Проди выглядел бы на портретах довольно противоречиво — с дорогой сигарой в зубах, но на велосипеде. В общем, итальянский экс-премьер любит нетрадиционные для лиц высшего света транспортные средства — во время предвыборной кампании 1996 года он объехал страну на специальном автобусе, а во время руководства правительством возвращался в родную Болонью не в каком-то шикарном лимузине, а на самом обыкновенном поезде. В то время он был настоящей находкой для репортеров — прогуливаясь болонскими улицами или сидящим в кафе, Проди не отказывал им в беседах.
Евросоюзу ныне нужен человек, который смог бы твердой рукой урегулировать неурядицы. Экономист Проди, который за короткий срок подготовил Италию к вступлению в монетарный союз, кажется, имеет шанс разобраться и с трудностями с введением евро. В таком случае он полностью оправдает полученный ныне неофициальный титул «главного европейца».