В Европейском Союзе уже давно не использовали в отношении Украины слова «приоритетный» или «стратегический», как это было во время энергетической конференции в Брюсселе. Представители Украины, Польши и Европейской Комиссии обсуждали проект Евразийского нефтетранспортного коридора. Иными словами, на брюссельской встрече, в которой участвовало немало нефтяных компаний, речь шла о транспортировке нефти с Каспийского моря через Украину в страны Западной Европы. Отличие номер один конференции в Брюсселе прежде всего заключалось в открытом признании Одесса — Броды как «паневропейского» проекта. Причем это звучало не из уст украинских чиновников, а вице-президента Европейской Комиссии Лойолы де Паласио. Отличие номер два проявилось в подписании совместной декларации о поддержке ЕАНТК вице-премьером Украины Виталием Гайдуком, вице-премьером Польши Мареком Полом и вице-президентом Еврокомиссии госпожой де Паласио. Самое же главное отличие заключается в том, что стороны сразу решили от слов перейти к делу. Так, уже в эту субботу представитель ЕС Фаузи Бенсарса должен прибыть на переговоры в Киев. В понедельник запланирован ее визит в Варшаву. Одновременно Еврокомиссия заявила о предоставлении Украине двух миллионов евро технической помощи на внедрение ЕАНТК.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОПЫТОК РЕВЕРСА
Встреча в Брюсселе проходила не совсем безоблачно для украинской делегации. Дело в выявленной журналистами непоследовательности руководства украинской энергетической отрасли. Напомним, накануне конференции в «европейской столице» в «Дне» была опубликована информация о том, что еще в конце апреля руководитель НАК «Нефтегаз Украины» и представитель ОАО «Укртранснефть» подписали с российской нефтяной компанией ТНК и «Транснефтью» протокол о намерениях, в котором говорилось о вероятности реверсных поставок по нефтепроводу Одесса — Броды. То есть не из Одессы в Броды, а наоборот. Это не могло не насторожить заинтересованных лиц в бизнес-кругах, так же как и представителей польского правительства и Еврокомиссии, которые до этого неоднократно выражали заинтересованность в развитии украинского трубопровода именно в европейском направлении. В начале апреля в резонансной статье в газете «День» послы США, Польши и Германии в Украине четко выразили обеспокоенность вариантами «реверсного» наполнения нефтепровода Одесса — Броды. Первым развеять сомнения взялся специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК, председатель правления ОАО «Укртранснефть» Александр Тодийчук.
Во-первых, как уже сообщалось, он отметил, что подписывал протокол в Москве не уполномоченный на это его заместитель Станислав Василенко. Во-вторых, сказал Тодийчук журналистам, как только он узнал о существовании протокола, послал письмо руководителю НАК «Нефтегаз Украины» Юрию Бойко, в котором указал на «необоснованность» московского документа. «Существует стратегия государства — развивать проект в европейском направлении», — отметил Тодийчук. Широкое же освещение привлекательности реверса он назвал «провокацией». Вопросы, таким образом, остаются к руководству НАК «Нефтегаз Украины», ведь если верить официальным заявлениям, то украинское правительство настроено против реверсного использования нефтепровода. Еще 16 мая правительство провело совещание по реализации ЕАНТК, во время которого, как стало известно «Дню», значительное внимание было уделено именно реверсному вопросу. В конце концов правительство решило развивать проект «Одесса — Броды» в европейском направлении. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов подтвердил журналистам, что украинская делегация приехала в Брюссель «с четкими директивами Президента и правительства» реализовать проект в направлении Европы.
Было бы странным отказываться от дальнейшей работы над «европейским» проектом в то время, когда представители ЕС начали активно подавать Киеву сигналы о заинтересованности в нефтепроводе. Реверсный вариант перечеркивал бы целесообразность строительства нефтепровода Одесса —Броды, который с самого начала планировался как транспортный путь для разгрузки от чрезмерных танкерных перевозок по турецкому проливу Босфор и Дарданеллы. Вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласио, отвечая на вопросы журналистов, признала техническую возможность использования нефтепровода Одесса — Броды в противоположном направлении. «Проблема не в этом. Проблема в Босфоре. Нам нужно больше путей для транспортировки нефти, поскольку в турецком проливе существуют ограничения нефтяных перевозок», — сказала представительница Еврокомиссии.
ОТ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ ДО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
«Представьте себе, что произойдет, если танкер будет простаивать в Босфорском заливе», — так аргументировали выгодность нефтепровода Одесса — Броды организаторы коммерциализации проекта Pricewaterhouse Coopers (PwC), которые в Брюсселе представили концепцию бизнес- плана использования украинской трубы. Представители аудиторской компании из Великобритании не только отмечали целесообразность развития нефтепровода Одесса — Броды, но и предложили конкретные пути этого проекта.
Советник РwC Малькольм Рифкинд обратил внимание на увеличение потребностей в нефти на европейском континенте, а также — на рост экспорта нефти с каспийских месторождений. Транспортировка сырья по Черному морю и далее через Босфор усложняется ограничениями пропуска танкеров турецким правительством. «Квотирование» Анкарой перевозок связано с опасениями относительно угроз для экологии (прошлогодняя авария танкера «Престиж» около берегов Испании, похоже, долго не даст покоя).
По словам Рифкинда, сейчас через Босфор проходит 120—130 млн. тонн нефти в год. Стоит компаниям из каспийского региона, ориентированным на европейский рынок, увеличить добычу нефти, как перед Босфором может возникнуть весьма длинная танкерная очередь. А это угрожает предпринимателям убытками и одновременно не ограждает Турцию от возможности экологической катастрофы, которые в этом регионе уже случались. В этой ситуации пригодятся альтернативные пути транспортировки. Один из них — Одесса — Броды.
По оценкам Pricewaterhouse Coopers, бизнес-план для украинского нефтепровода может быть реализован в три этапа. Первый этап предусматривает транспортировку нефти по уже существующим путям, в частности, по нефтепроводу «Дружба», на нефтеперерабатывающий завод Кралупы (Чехия) и два НПЗ в Южной Германии — в Ингольштадте и Варбурге. На втором этапе должно произойти некоторое расширение уже действующих на время реализации первого этапа транспортных мощностей. Во время этой фазы планируются поставки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды на австрийский НПЗ Швехат и Карлсруэ в Южной Германии. На третьем этапе, который потребует больше времени (в РwC надеются, что это займет 4—5 лет), должно произойти еще большее расширение транспортной инфраструктуры. Тогда предусматривается поставка нефти по трубопроводу Одесса — Броды и дальше через его продолжение, которое будет построено на территории Польши, до Плоцка и до немецкого порта Вильгельмсхаффен на Северном море. На любом из этих этапов Украина будет сотрудничать с компаниями Евросоюза, поскольку Чехия, Венгрия или Словакия, на чьи НПЗ может поставляться каспийская нефть, с мая следующего года станут членами ЕС. «Есть люди, которые могут найти причины для того, чтобы нефтепровод Одесса — Броды не развивать. Но такие упреки недальновидны. Нефтепровод экономически важен для многих сторон — и производителей, и потребителей», — подытожили представители PwC.
Некоторые эксперты, кстати, считают проект выгодным даже для России, так как перед российскими компаниями откроются большие возможности для транспортировки нефти через Босфор. Хотя политики Польши и ЕС в частных беседах признают, что нефтепровод Одесса — Броды, наоборот, позволит уменьшить зависимость от российской нефти.
ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ ТРУБА
Участники брюссельской конференции отводили большую роль политической поддержке для реализации проекта Одесса — Броды. Интересно, но именно этот фактор очень часто критиковали раньше: дескать, труба настолько «политизирована», что о коммерческих выгодах от нее не стоит и говорить. Между тем в Брюсселе отмечалось, что политическая поддержка весьма необходима на начальном этапе реализации проекта. «Самостоятельное решение Украины строить нефтепровод Одесса — Броды было историческим для диверсификации энергопоставок на европейский рынок», — отметил представитель Генерального директората транспорта и энергетики Еврокомиссии Фаузи Бенсарса.
Лойола де Паласио обратила внимание на принятый Европейской Комиссией 13 мая документ, в котором говорится об энергетической политике расширенного Евросоюза в отношении партнеров и новых соседей. В документе, в частности, отмечается, что нефтетерминал «Южный» в Одессе «является частью стратегии диверсификации, которая позволит каспийской нефти достичь Центральной Европы и региона Балтии». «Еврокомиссия предлагает, чтобы страны-соседи воспользовались преимуществами европейского рынка», — прокомментировала документ де Паласио. «Мы считаем нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк стратегическим. Это проект паневропейских интересов. Он даст возможность транспортировать нефть по экологически чистым путям, разгрузит Босфор», — отметила вице-президент Еврокомиссии.
Государственный секретарь по европейской интеграции МИД Украины Александр Чалый также подчеркнул: «Несмотря на все спекуляции, мы рассматриваем этот проект как один из главных инструментов нашей политики, нацеленной на евроинтеграцию. Нефтепровод Одесса — Броды является действенным механизмом реальной интеграции Украины в ЕС».
Трудно было не заметить во время конференции в Брюсселе, что именно ЕАНТК может стать примером недекларативного сотрудничества Украины и ЕС. Завоевание доверия со стороны Евросоюза может в свою очередь содействовать коммерциализации проекта. Во всяком случае ни один из присутствующие на конференции представителей нефтяных компаний не назвал проект Одесса — Броды бесперспективным или неинтересным. «Он даст возможность создать конкурентную модель на рынке польской транспортировки», — заявил председатель правления польского НПЗ «Рафинерия Гранска» Павел Олехнович. «Мы заинтересованы в развитии проекта», — отметил директор по управлению немецкой компании Nord-West Oelleitung CimbH Рудольф Шульц. Проект «Одесса — Броды» открывает долгосрочные перспективы для транспортировки сырой каспийской нефти в Европу», — убежден генеральный менеджер государственной нефтяной компании Азербайджана Эльшад Насыров. В поддержку проекта также высказались представители двух мощных банков: подтвердил свой интерес к проекту ЕБРР, не исключил инвестирования в проект Европейский инвестиционный банк. «Мы были бы заинтересованы в предоставлении средств, если будут учтены экологические и коммерческие аспекты», — заявил менеджер ЕИБ Франсуа Триво.
Задач, стоящих сейчас перед украинской властью, меньше отнюдь не стало. Сначала нужно разработать конкретный бизнес-план, договориться с компаниями, добывающими нефть (об этом говорится уже несколько лет), подписать контракты на закупку сырья европейскими нефтеперерабатывающими заводами. Времени осталось не так и много, но именно этот период может продемонстрировать: Одесса — Броды станет проектом успеха или утраченных возможностей.