Когда министр иностранных дел России Евгений Примаков пытался предостеречь бывшего сателлита Советского Союза Польшу от присоединения к возглавляемому Соединенными Штатами военного союза НАТО в 1990-х годах, он приправил юмор озорника скрытой угрозой.
«Мы знаем, что не можем остановить вас в присоединении к НАТО. И вы знаете, что мы знаем, что мы не можем остановить вас в присоединении к НАТО», — покойный министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек цитировал речь Примакова, адресованную ему. «Просто не ждите, что нам это будет нравиться».
В попытках Москвы отговорить бывшую советскую республику Украину от подписания далеко идущего Соглашения о свободной торговле и сотрудничестве с Европейским Союзом в этом месяце было гораздо меньше юмора, но много угроз.
«Я предполагаю, что моя страна сделает так, что это дастся высокой ценой», — сказал Сергей Караганов, председатель мозгового центра Совета по вопросам внешней и оборонной политики России и бывший советник президента Владимира Путина.
Спустя более чем 20 лет после распада Советского Союза, Россия все еще страдает от фантомной боли в своих ампутированных конечностях. Болит каждый раз, когда какая-нибудь из бывших советских республик предпринимает шаг в сторону интеграции с Западом.
Сильнейшую боль причиняет Украина, страна с населением в
46 млн и экономикой в $330 млрд, проголосовавшая за независимость от Москвы в 1991 году, однако которую многие россияне считают исторической колыбелью своей нации.
Путину удалось не допустить продвижения Украины и Грузии на пути к получению членства в НАТО в 2008 году, когда оппозиция Германии и Франции в сочетании с враждебностью украинской общественности подорвали стремление президента США Джорджа Буша расширить Атлантический альянс к юго-западным границам России.
Представители Запада, которые принимали участие в переговорах, говорили тогда, что в дипломатическом понимании Россия не возражала бы, если эти страны выстраивали более близкие гражданские экономические связи с ЕС.
Однако Москва снова подняла флаг холодной войны, теперь, когда Украина, Грузия и Молдова готовятся к подписанию Соглашения об ассоциации с блоком, который состоит из 28 стран, на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, который пройдет 28—29 ноября.
«К сожалению, Россия рассматривает это исключительно с геополитической точки зрения как попытку Европейского Союза продемонстрировать свои геополитические мускулы», — отметил Караганов Reuters.
«БЛИЗКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»
Кремль использовал торговые санкции и угрозы срыва поставок энергоносителей, чтобы силой заставить страны, которые он называет «близким зарубежьем», присоединиться к Евразийскому таможенному союзу, подконтрольному России, вместо того, чтобы открыться единому рынку ЕС.
Согласно высказыванию Макиавелли, Путин, кажется, считает, что «лучше, чтобы тебя боялись, чем любили».
Армения, географически изолированная на Южном Кавказе, прогнулась под экономическим давлением и согласилась в сентябре присоединиться к союзу, сформированному Россией, Беларусью и Казахстаном в 2010 году.
Однако в других странах «мягкая сила» экономического и политического притяжения Европы нацелена победить жесткую тактику России так, как в случае с прекращением импорта молдавского вина и украинского шоколада и очередными угрозами сокращения поставок газа Киеву в зимний период.
Высокопоставленные чиновники ЕС вполне ожидают, что Москва воплотит по крайней мере несколько из своих угроз в реальность, хотя бы на некоторое время, если, что кажется вероятным, украинский Президент Виктор Янукович все же подпишет Соглашение в Вильнюсе.
Это могло бы заставить европейцев обеспечить экстренные поставки газа и, возможно, резервное финансирование со стороны Международного Валютного Фонда, хотя Янукович до сих пор игнорировал условия кредитования МВФ.
После того, как российский монополист «Газпром» дважды перекрыл поставки газа Киеву из-за платежных споров в 2006 и 2009 годах, европейские энергетические компании бросили вызов гневу Москвы, приспособив газопровод, по которому российский газ поставляли на запад, так, что они имели возможность переключить поток в обратном направлении и помпировать газ в Украину из Польши, Венгрии и Словакии.
Некоторые аналитики говорят, что «Газпром», чья ценовая политика и властная позиция на европейском рынке были нивелированы падением спроса на газ и сланцевым бумом в США, не может позволить себе длительного перекрытия снабжения газом Украины.
Однако, кажется, Европейский Союз настолько же не готов взять на себя большую ответственность за экономически неблагополучного партнера, который погряз в коррупции и политических распрях и пытается покрыть свои долговые обязательства.
Соглашение об ассоциации предусматривает предоставление одного миллиарда евро в виде помощи на протяжении семи лет для проведения реформ. Но Киеву понадобится значительно больше, чтобы выстоять длительную коммерческую войну с Москвой.
Украина занимает унизительное 144 место из 175 стран мира в ежегодном Индексе восприятия коррупции, составленном независимым наблюдателем Transparency International (TI). Это ставит Украину на один уровень с Сирией, Конго, Браззавилем и Бангладешем, и ниже Пакистана, Нигерии, Ирана и самой России.
Мало что изменилось с тех пор, как TI написали в отчете в прошлом году: «Коррупция в Украине является системной проблемой, которая существует во всех направлениях и на всех уровнях государственного управления. Мелкая и крупная коррупция одинаково процветают».
На прошлой неделе Киев зашел в тупик при подписании соглашения с Европейским банком реконструкции и развития относительно создания должности омбудсмена, который бы помогал в борьбе с коррупцией и улучшением инвестиционного климата для иностранного бизнеса. Неподписание может стоить Украине сотни миллионов долларов потерянного финансирования от ЕБРР.
«В принципе мы не видим никаких позитивных изменений в нашей стране. Ситуация настолько же плохая, какой она была в прошлые годы», — рассказал Алексей Хмара, исполнительный директор TI в Украине, в интервью Reuters.
«Теперь уже меньше мелкой административной коррупции. Это связано с расширением использования электронного управления. Однако мы имеем больше проблем с крупной политической коррупцией, чем два года назад», — добавляет он.
Алексей Хмара видит в Соглашении с ЕС отличную возможность очистить Украину, поскольку Киев будет обязан принять большие части свода правил ЕС, в том числе провести тщательные проверки закупок непрозрачными предприятиями, которые находятся в государственной собственности.
Но насколько эффективным Соглашение окажется на практике еще до сих пор не ясно, поскольку, оно не предусматривает никаких перспектив членства в ЕС, по настоянию стран Западной Европы, таких как Франция, где очень распространена «усталость от расширения».
Будет ли Соглашение между Украиной и ЕС подписано вообще, сейчас зависит от желания Януковича освободить из тюрьмы своего главного политического оппонента, бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко и позволить ей выехать в Германию на лечение.
Посланники ЕС совершили 26 визитов в Киев, чтобы договориться об условиях ее освобождения, однако их усилия до сих пор были напрасными. Некоторые европейские чиновники рассчитывают на олигархов в Украине, которые вряд ли являются их союзниками, но которые имеют большой интерес в получении доступа к рынкам ЕС, чтобы они подтолкнули Януковича отпустить своего соперника в последнюю минуту.
11 ноября 2013 года. Reuters