Что же делает молодых мусульман на Западе восприимчивыми к радикализму? В чем заключается жизненный опыт подрастающего поколения мусульман Запада, который вынуждает небольшое меньшинство считать насилие решением своих экономических и политических дилемм, а самоубийство — наградой и избавлением?
Великобритания, которая скоро отметит годовщину прошлогодних взрывов в Лондоне, является прецедентом для того, чтобы найти ответы на эти вопросы. Для молодых британских мусульман наш объединенный мир бросает вызов основным верам, дестабилизируя их идентичность, тем самым вызывая защитную реакцию. Британское гражданство, конечно, гарантирует свободу выражения и права меньшинств, и молодые мусульмане пользуются этим. И все же они используют эту свободу для углубления семейных и культурных связей до закрытого мира унаследованной ими мусульманской идентичности, особенно ее политики.
На деле это означает, что многие молодые мусульмане крайне озабочены событиями в арабском и мусульманском мире. Они видят то, что видим мы: регион, в котором самодержавные страны кажутся коррумпированными и парализованными. Но они также видят беспрецедентный уровень враждебности со стороны Запада, в котором один режим за другим находится или в опасности, или в полном хаосе. Афганистан, Ирак, Палестина и теперь Иран — все, кажется, находятся под ударом как часть «глобальной войны с террором». В результате этого стратегический выбор Запада кажется, по сути, антиисламским бесчисленному множеству его молодых мусульман.
Эта озабоченность ситуацией на Ближнем Востоке лежит в основе политики молодых мусульман в британских университетах, мечетях и на сайтах. Хотя большинство не поддерживают пакистанского Первеза Мушараффа, египетского Хосни Мубарака или семью аль-Саудов, но они видят лицемерие в западной критике этих руководителей, предназначенное для того, чтобы манипулировать и отодвигать на второй план; в конце концов, Запад, на самом деле, не хочет слишком сильно давить на эти режимы.
Доступ к интернету, спутниковому телевидению и путешествиям вовлекает этих молодых мусульман в сообщество, которое разделяет их взгляды и их гнев. Таким образом, технологии усиливают напряженность, которая существует между механикой современного свободного общества и чувством большого тайного сговора против мусульман. Это привело к расколу между надеждами на благополучную жизнь, которую питают молодые мусульмане на Западе, и их порывами ради их мусульманских братьев и сестер, которые перенесли столько ужасных разочарований.
По мере того как молодые мусульмане в Великобритании (как и в других западных странах) пытаются маневрировать между различными и часто конфликтующими аспектами своей идентичности, возникают три четких тенденции.
— светский и прагматический ответ, который делает ислам личным делом;
— консервативная позиция, которая примиряет культурные, религиозные и семейные связи с «британственностью»;
— радикальный ответ на воспринимаемые противоречия между внешней политикой их новой родины и благосостоянием исламского мира.
Мессианские волны с Ближнего Востока, достигая школы и мечети, помогают вовлечь молодых мусульман в радикализм. Одна такая волна создана бескомпромиссной саудовской/ваххабистской системой образования, основанной на понятии al-wala’ wa al bara’, на лояльности к системе и враждебности по отношению к неверующим. Этот учебный план, экспортируемый на Запад благодаря огромным саудовским субсидиям, весьма напичкан обвинениями против неверующих и призывает к джихаду. Предназначенный для того, чтобы обеспечить законность саудовской монархии у себя в стране, он знакомит молодых западных мусульман с ценностями, прямо противоположными открытому и свободному обществу.
Британское правительство начинает признавать опасность и пытается пресечь деятельность школ и мечетей, распространяющих ненависть. К сожалению, такие репрессии были просто реакцией, они близоруки и не имеют ясного долгосрочного представления о природе исламского образования на Западе. Таким образом, они просто усиливают опасения молодых мусульман, что их выделяют из толпы, чтобы подвергнуть преследованиям.
Одна трудность с реакцией британского правительства состоит в том, что оно классифицирует всех мусульман вот так: мусульманин. При разграничении людей на основе их религии нюансы национальной идентичности или степени ортодоксальности теряются. Это играет на руку радикалам, потому что это делает ислам основным элементом идентичности.
Этот процесс действительно отразился в 22 арабских странах, где религиозная ортодоксальность исключает любую существенную либеральную политическую оппозицию. При таких обстоятельствах мечеть становится единственным общественным местом, в котором люди могут выразить свои политические взгляды. Политизация мечети, к сожалению, тоже стала нормой в Великобритании.
Исламская радикализация и террор не должны продолжать процветать на Западе. Независимо от их разочарований во внешней политике западных стран, молодые мусульмане подвержены своему бесспорному демократическому духу. В настоящее время они, возможно, ищут более глубокую связь со своей мусульманской идентичностью, но, научившись подвергать сомнению власть, они вряд ли примут жесткие родительские или исламские традиции. Как и другие молодые люди вокруг них, они хотят быть хозяевами своей собственной судьбы.
Это желание меняет ислам, особенно на Западе. Основные теории остаются теми же, но их интерпретация и применение религии в жизни людей — нет. Молодые мусульмане, особенно на Западе, подают пример, который постепенно находит отражение на Ближнем Востоке, несмотря на огромные государственные репрессии.
Задача для западных высокопоставленных политиков заключается в том, чтобы признать взаимосвязь между внешней и внутренней политикой. Они должны серьезно относиться к поддержке законного демократического представительства в мусульманских странах, т.к. только тогда западная политика будет казаться менее лицемерной. Они также должны гарантировать, что выбор карьеры столь же широк для их мусульманских граждан, как и для всех остальных.
Короче говоря, молодые мусульмане на Западе должны поверить в то, что демократические принципы соблюдаются за границей и в равной степени применяются у них в стране. Только когда такая вера станет общей, отчаяние перестанет разжигать терроризм, а взрывы террористов-смертников будут считаться непристойным занятием.
Мэй ЯМАНИ — автор книги «Колыбель ислама», старший научный сотрудник в Чатем Хаусе, Королевском институте экономических отношений