В народе существует такое выражение: «наглость не имеет стыда». И это выражение очень подходит российскому президенту Владимиру Путину. И подтвердил он свою репутацию в документальном фильме Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», который в воскресенье показал канал «Россия 1». В этом фильме хозяин Кремля сознался, что лично руководил операцией по захвату Крыма. А раньше, как известно, он и другие высокопоставленные российские правительственные чиновники отрицали причастность российский войск к аннексии Крыма.
Путин же бравурно признал, что в операции по аннексии Крыма принимали участие подразделения ГРУ и морской пехоты, перед которыми стояла задача по нейтрализации украинских военных частей, расквартированных на полуострове.
И наиболее поражающим является то, что Путин рассматривал возможность применения ядерного оружия во время аннексии Крыма в случае вооруженного противостояния со стороны западных стран.
«Мы готовы были это сделать. [Привести в боевую готовность ядерные силы]. Я же разговаривал с [западными] коллегами и говорил им, что это [Крым] — наша историческая территория, там проживают русские люди, они оказались в опасности, мы не можем их бросить», — цитирует господина Путина сайт Всероссийской государственной телерадиовещательной компании.
Одним из первых на такие откровения Путина отреагировал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, увидев трейлер этого фильма 8 марта. «Я прошу Минюст направить этот трейлер в Гаагский трибунал. Важно, чтобы весь фильм, который появится, также был отправлен в Гаагский трибунал. Этим фильмом должны заинтересоваться международные прокуроры и следователи, — сказал премьер. — Он дает ответ на вопрос о том, кто давал указания по захвату украинской территории в Крыму и нарушению международного права, и кто за это несет ответственность».
Достаточно интересной была реакция российской актрисы Лии Ахеджаковой на этот фильм. «Пришел в гости Олег Басилашвили. Решили за чаем включить телевизор, а там этот ужасный, позорный фильм о Крыме. Ужасный фильм абсолютно. Отняли, украли Крым, сделали врагами близкий народ. Врагами навек. Очень трудно на душе, камень, просто камень лежит», — написала она в Twitter.
В Брюсселе очень спокойно отреагировали на этот фильм. Пресс-секретарь верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерики Могерини Майя Косьянчич сказала: Мы не признаем этого нарушения международного права и будем продолжать полностью выполнять нашу политику непризнания, в том числе через меры пресечения».
«День» обратился к украинским и западным экспертам с просьбой прокомментировать дерзкие откровения Путина и, в частности, спросил, как нужно украинской власти и Западу относиться к признанию российским лидером возможности использования ядерного оружия, и что делать Украине, чтобы Россия заплатила за нарушение территориальной целостности нашего государства?
«УКРАИНА ДОЛЖНА ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ»
Николай СИРЫЙ, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, Киев:
— Насколько этот фильм является доказательством, это — отдельный вопрос. Но если руководитель такого государства, как Россия после выхода фильма не опровергает эти тезисы и публично подтверждает, что он организовывал операцию по захвату территории соседнего государства вопреки международным нормам и не выполнив при этом международные процедуры, то он в полной мере подпадает под действие международного уголовного права и несет ответственность за те негативные последствия, которые имели место, за жертв, за пытки, за огромные имущественные потери, которые получили и частные лица, и предприятия. Бесспорно, все это тогда складывается в пакет ответственности этого лица.
— И все это подтвердил бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов, который в интервью заявил, что «Черноморский флот со своими задачами справился — были доставлены «вежливые люди», с 27 на 28 февраля брали Верховный совет Крыма».
— Да, здесь действительно речь идет о целостной организационно спланированной скоординированной операции. В данном случае в событиях в Крыму как единое целое работала вся государственная машина России. Причем с первого до последнего дня она работала во вред Украине и международному правопорядку.
— И что теперь нам делать в данной ситуации, чтобы наказать соседа-агрессора, куда обращаться?
— Если имеет место агрессия по отношению к суверенной территории государства, тогда есть фактически два способа. Во-первых, военный способ по защите и преодолению этой агрессии, а во-вторых, остановка конфликта и активная работа с международно-правовыми средствами. Если Украина в ближайшее время не планирует освобождать свою территорию военным способом, тогда должна быть мобилизована работа всех правовых средств и ее международно-правовая и внутринациональная составляющая.
По всем фактам, имевшим место, должны быть нарушенные иски. И соответственно, эти иски должны быть адресованы как в международные, так и в национальные инстанции. И если международные инстанции предусматривают длительные процедуры, то установление фактов нарушения прав человека, например, на территории Крыма, или нарушение прав предприятий или нарушения прав украинского государства нужно устанавливать в национальных украинских судах и создавать широкую правовую базу для дальнейшей международно-правовой работы в этом направлении к Международному Гаагскому трибуналу.
Государство в таком случае обязано организовываьт и координировать всю эту работу максимально, начиная с разъяснения, предоставления рекомендаций, проведения широкой организационной работы.
— Известный юрист-международник Владимир ВАСИЛЕНКО предлагал еще год назад, что правительство должно было бы назначить уполномоченного по рассмотрению этой проблемы. Что скажете по этому поводу?
— Это правильная позиция. Чтобы организационно целостно выполнять эту работу, важно, чтобы она выполнялась определенным уполномоченным или определенной комиссией уполномоченных, которые бы имели четкий алгоритм и график работы, этапы и в том числе отчитывались об этой работе публично перед обществом. Если это не было сделано сначала, то официальные учреждения в соответствии со своей компетенцией полномочий обязаны активно выполнять правовую работу.
— По вашему мнению, как министерство юстиции выполняет эту работу, справляется с ней?
— Произошедшие события были экстраординарными. И бесспорно, следует признать, что министерство юстиции как определенная система не было готово к такой работе. Но с другой стороны, уже прошло много времени и нужно было сориентироваться, мобилизироваться, организовать максимум сил поддержки общественного сектора, разнообразных форм, в том числе и той комиссии, которую возглавляет пан Василенко и в которую я вхожую по расследованию и предупреждению нарушений прав человека. То есть вся эта работа должна была выполняться и должна выполняться в настоящий момент.
— Кстати, а в какой именно суд нужно Украине подавать иск за нарушение территориальной целостности: Международный суд ООН или Гаагский уголовный суд?
— Учитывая события, имевшие место и в Крыму и на Донбассе, — тысячи убийств, пытки, преследования людей по национальному и политическому признаку, огромное количество беженцев — бесспорно, по характеру событий более действенным является Международный уголовный суд в Гааге.
— А как относительно Международного суда ООН, нужно ли подавать нам иск и в эту инстанцию?
— Действительно, Гаагский суд не единственный способ, который будет включен в действие. Проблема в том, что Международный уголовный суд не решает споры относительно территориальных претензий. Если Россия оккупировала Крым и в настоящий момент контролирует фактически в режиме оккупации Донбасс, то речь идет о территориальном споре между Украиной и Россией, а это предмет для рассмотрения Международного суда ООН. Этот механизм тоже должен быть включен. Россия фактически отобрала значительную часть морского шельфа и, соответственно, нарушила морские обязательства. А предметом спора по этому вопросу занимается другой Международный суд по морскому праву в Гамбурге.
В системе ОБСЕ также есть целый ряд процедур, которые приравниваются к судебным процедурам и должны быть включены в действие. В частности, эти процедуры касаются соблюдения международных требований нерушимости границ в послевоенной Европе.
Украина должна задействовать весь спектр международно-правовых механизмов для защиты своего права территориальной целостности. А также, не ожидая рассмотрения этих заявлений и исков в международных судах, Украина должна каждый факт нарушения, имевших место в результате этой агрессии, отражать и устанавливать юридическими процедурами внутри Украины. То есть должны быть возбуждены уголовные дела, заявлены иски и должны быть установлены факты разноплановых нарушений, имевших место на территории Украины. И эти факты должны быть установлены украинскими судами как можно быстрее.
— По вашему мнению, сколько времени могло бы занять рассмотрение иска Украины против России?
— Если бы с первых дней был включен максимально весь механизм правовых средств, тогда бы у России осталось очень мало возможностей заявлять о том, что она не причастна к этому конфликту и она вообще-то миротворец, направляющий «гумконвой». Если бы с первых дней марта месяца был включен весь спектр этих международно-правовых и национальных механизмов, тогда позиция России была бы другой в правовом плане. Она со всей очевидностью была бы стороной того конфликта, была бы страной, которая разожгла этот конфликт, которая организовала этот конфликт, финансировала его и которая виновна в тех жертвах, которые имеют место.
«МЫ ДОЛЖНЫ УКРЕПЛЯТЬ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ, ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В УКРАИНЕ И ПОМОГАТЬ ЕЙ»
Марюс ЛАУРИНАВИЧУС, старший аналитик Центра восточноевропейских исследований, Вильнюс:
— Это — пиар-кампания, нацеленная на то, чтобы показать Путина как сильного лидера, который принимал тогда все решения и вернул Крым России. На самом деле, я бы предостерег всех даже о мысли верить Путину и российской пропаганде. На Западе, в Литве, и в Украине часто не нравится услышанное от Путина и мы не верим ему. Однако если его слова совпадают с нашими мыслями, то мы верим. Я думаю, что все, что сказано в фильме — чистая пропаганда, не имеющая ничего общего с реальностью.
Путин говорит, что он был готов принять решение об использовании ядерного оружия. Но если вспомнить, что в Совфеде РФ не было кворума, когда он голосовал за право дать Путину ввести войска в Украину. Если у них вообще какой-то план был бы — все сенаторы еще с вечера бы ждали возможности голосовать за это судьбоносное решение.
Что касается превращения Крыма в «ядерный авианосец». Это можно было прогнозировать с самого начала. В Москве не скрывали, что они готовы превратить Крым в большую и могущественную военную базу. То, что там происходит — меня не удивляет. Как на это должен реагировать Запад? Самое главное — не поддаваться на пропагандистские уловки. Это совпадает с тенденцией всех российских каналов — говорить о ядерной угрозе для Запада от России. Они используют ядерное оружие как шантаж Запада.
Режим в России криминальный, террористический, но и Путин, и никто другой из Кремля — не самоубийцы. Обращать внимание и поддаваться ядерному шантажу нельзя. А шантаж как раз и является главной целью этого фильма и пропаганды.
Европа, НАТО и США должны проводить свою политику. Мы видим агрессивность в России. Это никак не связано с тем, что они показывают в своих пропагандистских фильмах. Это — и то, что происходит в Украине, и нарушение воздушного пространства везде в мире.
Мы должны укреплять свою готовность защищать себя, обращать внимание на то, что происходит в Украине и помогать ей. Мы должны защитить Украину всеми возможными усилиями (не говорю о солдатах НАТО в Украине — это нереально) — не только из моральных побуждений, но и потому, что если мы не остановим Россию в Украине, следующей будет какая-то из стран НАТО.
«НАДО УСИЛИВАТЬ САНКЦИИ, ПОТОМУ ЧТО В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПУТИН ПОЙДЕТ ДАЛЬШЕ»
Андрей СЕНЧЕНКО, бывший народный депутат, экс-в.и.о. заместителя главы Администрации Президента:
— Совершенно очевидно, что и наша власть, и Запад должны понять, если не поставить Путина на место и не восстановить порядок в части соблюдения международных договоров и соглашений, гарантий, я в данном случае имею Будапештский меморандум, то дальше вся ситуация может пойти вразнос. Мы говорили нашим западным партнерам еще год назад, что отсутствие должной реакции на Западе на аннексию Крыма приведет как минимум к увеличению в разы военных бюджетов и в Европе, и в Соединенных Штатах. И в принципе, это сейчас происходит. Поэтому реагировать надо и не идти на полумеры, а восстанавливать полностью порядок, возвращать мир на Донбасс, восстанавливать территориальную целостность нашей страны, возвращать Крым, а не пытаться, так сказать, каким-то образом сторговаться с агрессором.
В данной ситуации, я думаю, что надо усиливать санкции, потому что в противном случае Путин пойдет дальше. Что касается попыток, связанных с угрозой размещения ядерного оружия, Путин исходит из того, что это их территория, поскольку они ее таковой объявили. На своей территории они могут бесчинствовать, как хотят. И в этом смысле нужно оказывать экономическое давление, потому что Россия — страна с огромной территорией, огромной инфраструктурой и огромными военными затратами. И эти затраты в случае ухудшения экономической ситуации начинают давить на Россию все сильнее и сильнее, в том числе те же затраты на содержание атомного флота, ядерного оружия и так далее. И это для России становиться очень тяжелым бременем. Поэтому санкции нужно усиливать.
— Вы сейчас находитесь в Берлине, видите ли желание со стороны Запада усилить санкции?
— Мы примерно видим, что Европа пытается как-то так сторговаться, они все взвешивают сегодняшние бизнесс-потери, не понимания, что последствия намного сильнее и ощутимее будут для всех, в том числе и в экономической сфере в связи с необходимостью увеличивать военные расходы для того, чтобы сбалансировать каким-то образом агрессию России. Поэтому пока, на мой взгляд, должного понимания в полном объеме нет.
— Сейчас в Берлине с рабочим визитом находится наш Президент. Донесет ли он до немецкого канцлера опасность такой обеспокоенности?
— Мне сложно сказать, что он донесет. Потому что я не до конца понимаю политику Президента. Вчера с одной стороны он заявил, что Минские соглашения, к сожалению, не работают, и тут же было внесено в Верховную Раду проект постановления о выборах на, по сути, оккупированных территориях Донбасса со ссылкой на эти Минские соглашение. Я думаю, что надо все-таки начинать называть все своими именами. Статус этой территории — оккупированная, а на такой территории говорить о каких-то выборах по украинским законам бессмысленно. Надо восстанавливать контроль над территорией, возвращать туда мир и после этого проводить там выборы.
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»