Правящая партия Франции «Союз за народное движение» переживает кризис. На местных выборах граждане республики фактически выразили недоверие власти, избрав представителей оппозиции — левых партий — на ключевые должности в двадцати из двадцати одного региона континентальной Франции. В этой ситуации внимание приковано к президенту — Жаку Шираку. Последний недавно заявил, что «услышал то, что хотел сказать народ» 28 марта во время второго тура голосования. Местные (региональные) выборы проходят во Франции раз в 6 лет и хотя не формируют центральные властные структуры непосредственно, имеют значительное влияние на общегосударственные события. Это связано с высоким уровнем политической культуры в этом государстве — несмотря на признаки экономического кризиса, народ остается главным источником власти, и к его мнению невозможно не прислушиваться. Реакцией на результаты волеизъявления стала немедленная добровольная отставка правительства Жана-Пьера Раффарена. На премьерское кресло автоматически начал претендовать один из самых заметных членов ушедшего в отставку правительства — министр внутренних дел Николя Саркози, но президент развеял сомнения, только приняв отставку Раффарена, он сразу поручил последнему формировать новую команду, после чего не стоило надеяться на коренной переворот. Итак, радикальных перемен не случилось. В стане правых сил произошло скорее перераспределение, или то, что в кадровом менеджменте называют ротацией. По-видимому, Ширак решил прибегнуть к такому эксперименту, чтобы без глубоких сдвигов дождаться июньских выборов в Европарламент. Если на них подтвердятся результаты 28 марта, то президент, очевидно, вынужден будет предпринять более решительные действия (возможно, даже распустить нижнюю палату парламента). Пока же с французской правительственной шахматной доски исчезло только несколько ведущих фигур. Плохо зарекомендовали себя в первую очередь так называемые «гражданские» министры, то есть непрофессиональные политики. В любом случае, правительство, сформированное в июне 2002 года, изрядно попортило нервы как своим членам (возросли противоречия внутри главной партии государства — «Союз за народное движение»), так и народу, утратившему доверие к власти вообще (за два дня до местных выборов только треть электората выражала интерес к голосованию). В новой линии Ширака стала заметна тенденция привлекать к исполнительной власти не просто чиновников, а людей со значительным политическим опытом. Модифицированному правительству перешли в наследство проблемы, которые эти же люди (впрочем, на других должностях) без особого успеха пытались решить в предыдущие месяцы. Безработица, необходимость пересмотреть социальное законодательство и как-то свести к общему знаменателю пестрое французское общество, на 10 процентов «иммигрантское», провести реформу страхования — это неполный перечень наиболее острых вопросов. Поэтому было создано министерство занятости, труда и общественного единства под руководством Жана-Луи Борлоо, непосредственной задачей которого провозглашен возврат в государственное сообщество миллионов французов, чувствующих себя «лишними, потерянными и бесперспективными». Франсуа Фильйон, ранее ответственный за социальные дела, возглавил образование. Довольно интересным представляется переход Доминика де Вильпена с должности главного дипломата в министерство внутренних дел. Внешними связями отныне будет руководить Мишель Барнье, бывший член Еврокомиссии. Отдельно стоит сказать о «новом-старом» министре Николя Саркози, который согласился принять едва ли не самый тяжелый после премьерского портфель — экономики, финансов и промышленности — и мгновенно превратился в третье по значению лицо в стране. Это, несомненно, наиболее яркая фигура в политике последнего года — деятель, фото которого на обложке любого журнала мгновенно увеличивает тираж. Юрист по профессии, «Сарко» в 1993 — 1995 гг. был министром бюджета, то есть с экономическими вопросами будет работать не впервые. За 28 лет карьеры он допустил только одну серьезную ошибку, не предвидев победы Ширака на президентских выборах-1995 и став главным организатором кампании соперника. Говорят, действующий президент до сих пор не может простить подчиненному этот промах. Поэтому возможное назначение Саркози на пост премьера кое-кто называл местью, ведь во главе неэффективного правительства он быстро утратил бы такую необходимую популярность, учитывая его планы стать преемником Ширака. Бывший министр внутренних дел стал известен благодаря утверждению нескольких законов по национальной безопасности, иммиграции и религиям — «болевым точкам» в современной Франции. «Теперь волшебник безопасности должен превратиться в акробата бухгалтерии...» — пишет Le Figaro, главная «правая» газета Франции. Сможет ли он, руководя экономикой, успешно применить выработанную в силовом ведомстве методику, — главная интрига следующих нескольких месяцев. Основная же ответственность, как и раньше, лежит на Раффарене, которому нечего терять. Тот до первого назначения был практически неизвестен и за два года не приобрел позитивного имиджa. Последние выборы воспринимаются не как «да» оппозиции, а как «нет» именно Раффарену и его реформам. Итак, у премьера есть еще один шанс. Саркози же, несмотря на личные счеты, обладает определенной «неприкосновенностью»: именно его популярность может позволить правым сохранить власть. Так или иначе, ни один из наболевших вопросов не снят с повестки дня, и обновленное правительство до 13 июня — дня европейских выборов — попробует сделать хотя бы «косметический ремонт» в государстве. Сумеют ли правые силы преодолеть несогласованность, забудет ли Ширак хотя бы на словах старую «провинность» второго по значению министра, докажет ли Раффарен свою компетентность — от этого в значительной степени будет зависеть, кто получит президентскую власть в 2007 году. Пока что рано говорить об успехах Раффарена-3 (так называют его третье назначение на премьерство), но перспективы определяются уже сейчас, когда личные амбиции должны уйти в тень перед будничной работой ради вывода из кризиса одного из наиболее мощных европейских государств. Результатов подождем до июня...