Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Футбол без ворот

Имитация реформ над Днепром не позволит приблизить Киев к европейским структурам
27 апреля, 2011 - 19:27

Вокруг политики Польши относительно Украины всегда вырастало множество мифов и противоречивых мнений. Качественные анализы по данной теме — редкость. Реализация проекта Евро-2012 обоими государствами побуждает посмотреть на эту проблему именно «футбольными» глазами.

Многочисленные эксперты как в Польше, так и в Украине отмечали, что официальная Варшава, взяв курс на сближение с Москвой, менее активно сотрудничает с Киевом. По их мнению, в отличие от «искреннего друга Украины» погибшего президента Л. Качиньского, Б. Коморовский с Д. Туском не лоббируют интересы Украины в НАТО и ЕС. Польские лидеры тоже должны идти на уступки России и не владеть концепцией отношений с Украиной, которую якобы имел Л. Качиньский. Некоторые представители оппозиции даже шутили, что присутствие этого тандема — результат договоренностей Берлина с Москвой по схеме: «Ваш президент — наш премьер». Недавно на страницах Gazety Wyborczej процитировано высказывание одного из польских дипломатов, который с гордостью заявил, что «мы наконец-то научились европейскому лицемерию».

Известный польский публицист Ю. Мерошевский, на трудах которого построен фундамент польской внешней политики после 1989 г., писал, что лидеры без амбициозных стратегий — это ошибка политики. В то же время он отмечал, что не менее важной, чем сама идея, является трезвая оценка реальности ее осуществления. Кроме того, над Вислой существует компромисс, что Польша будет значить на Западе столько же, сколько будет значить и на Востоке. И наоборот. Это значит, что ее политику относительно Украины нужно рассматривать сквозь две плоскости: непосредственных контактов с Киевом и позицию в НАТО и ЕС. Так же, как игра футбольной команды должна предусматривать не только постоянные атаки ворот соперника, но и стабильную защиту собственных.

Интенсивные контакты с официальным Киевом, демонстративно острые дискуссии на линии Варшава — Москва, отсутствие уступок и воинственность в отношениях с западными партнерами — это стиль внешней политики Л. Качиньского. Стиль, который не мог обеспечить успех в реализации амбициозных задач восточного вектора. Сайт WikiLeaks напоминает, как Н. Саркози еще в октябре-ноябре 2008 года пригрозил Польше и Швеции блокированием Восточного партнерства, если те не изменят свою позицию относительно российско-грузинского конфликта. Это одно из доказательств того, что высокая нравственная оценка лозунгов братьев Качиньских относительно восточной политики далеко не означает ее эффективности.

В футбольном понимании стратегия погибшего президента похожа на тактику сборной Испании 1990-х годов: открытые атаки без обеспечения защиты. Не стоит забывать, что об испанской сборной того времени говорили: «играют, как никогда, проигрывают, как всегда». Футбол, как и политика, это командная игра. В обоих случаях нужно находить баланс, а с этим у команды братьев Качиньских были серьезные проблемы.

Самым свежим примером новой тактики РП является возрождение диалога в рамках Веймарского треугольника. Его саммит, прошедший в Варшаве в начале февраля впервые после четырехлетней паузы, подтвердил стабильную и предсказуемую позицию Польши в Европе. Б. Коморовский предложил включить в работу треугольника Д. Медведева. Очевидным является то, что из возможного участия российского президента не последуют никакие серьезные последствия. На таком фоне аналитики отмечают, что Москва заметила укрепление позиций Польши (уже не «русофобской», но еще не «пророссийской») в Европе и начинает считаться с мнением Варшавы.

Команде Коморовского — Туска удалось создать неплохую платформу для продвижения польских концепций по восточной политике ЕС и НАТО. По футбольной терминологии — обеспечена защита собственных ворот. Но это никоим образом не гарантирует успеха целостной политики Варшавы относительно Киева. Вероятность таких гарантий может существенно увеличить лишь последовательная реализация конкретных проектов в сотрудничестве с Украиной.

Собственно, реализация «второго крыла» политики Польши относительно Украины — развитие стратегических контактов с Киевом, проходит намного сложнее. Не нужно особо интересоваться международной политикой, чтобы заметить критическое уменьшение интенсивности сотрудничества после прихода к власти В. Януковича и смерти Л. Качиньского. Открытая поддержка В. Ющенко в 2004 году поставила в достаточно неудобное положение польских руководителей после победы лидера Партии регионов в феврале 2010 г. Это однозначно отразилось на межгосударственном сотрудничестве.

В силу геополитических и политических изменений, польская политика относительно Украины естественным образом должна была стать менее интенсивной. Вместе с тем трудно оправдывать Варшаву за отсутствие активности. Сложно понять, почему в условиях, когда нефтепровод Одесса — Броды заработал в аверсном режиме, Польша ограничивается общими фразами об «актуальности достройки нефтепровода». Вполне вероятным является то, что на данный момент нет достаточного количества каспийской нефти для «польского» варианта маршрута Одесса — Броды. Но еще более очевидным является тот факт, что нынешние обстоятельства хороши для проведения интенсивных консультаций по этому вопросу как с Киевом, так и с Баку.

Отсутствуют предложения относительно реального сближения Украины с НАТО в сфере безопасности, несмотря на сигналы готовности (хотя и невыразительные) к этому со стороны Киева. А парадоксально, отказ от полноправной интеграции с Альянсом создал плацдарм для такого сближения.

Трудно объяснить пассивность Польши в информационной сфере. Почему официальная Варшава или ни одна из польских НУО не хотят усилить осведомленность украинского общества в сфере европейской и, особенно, евроатлантической интеграции? На данный момент украинское правительство фактически не поощряет своих граждан к интеграции с НАТО и ЕС. А рано или поздно этот аспект всплывет на поверхность, и чем скорее начнется работа в этом направлении, тем реальнее будут потенциальные успехи. Почему в информационном пространстве Украины польские СМИ, в отличие от все более активных российских, фактически незаметны? А, безусловно, потенциалом для реализации таких проектов над Вислой владеют.

Поражающим является падение заинтересованности Украиной со стороны польского третьего сектора. Создается впечатление, что польским НУО, экспертам или журналистам Украина интересна лишь в случае революций или кризисных ситуаций.

Список подвигов намного менее значимый. Во время визита В. Януковича в Варшаву сделан первый шаг к преодолению кризиса недоверия — редкий подарок от Б. Коморовского (две лошади) может стать переломным моментом в личностных контактах глав государств. Кстати, украинским лидерам стоит подумать о приглашении польского премьера — заядлого футбольного фаната, например, на один из матчей при участии украинских команд. Продолжаются консультации по поводу создания украинско-польско-литовской бригады для участия в миротворческих операциях. Проведены переговоры насчет покупки пока еще таинственным украинским инвестором польского нефтеперерабатывающего завода «Лотос». Очень скромно.

Низкий уровень активности РП в реализации конкретных проектов с Украиной должен занижать оценку польских действий относительно Киева. Футбольное изображение политики тандема Коморовский — Туск относительно Украины предусматривает параллели с игрой сборной Италии, которая в первую очередь заботится о защите своих ворот и лишь потом об атаке чужих — иными словами, Сatenaccio. В то же время стоит помнить, что итальянские футболисты достигали успехов лишь тогда, когда рядом с надежными защитниками играли знаменитые нападающие (П. Росси, Р. Баджо или А. Дель Пьеро). Кажется, Варшаве пора уже выпускать их на украинское поле...

Не следует забывать еще об одном факторе, который не позволяет окончательно и однозначно оценивать политику Варшавы относительно Киева. Аналитикам польско-украинских отношений стоит поставить себе ключевой вопрос: когда политика РП относительно Украины будет считаться успешной? Варианты ответов могут быть разными, но, должно быть, наиболее полным будет: тогда, когда Украина окажется и в НАТО, и в ЕС вместе с Польшей. Соответственно, при оценке политики Варшавы относительно Киева нельзя не учитывать качества внутренней и внешней политики Украины. Наивно полагать, что Б. Коморовскому или Д. Туску по силам самостоятельно или даже при поддержке Запада существенно влиять на ход решений Банковой или Грушевского.

Провал польско-украинского партнерства будет очевидным, если тенденции внутренней политики Украины сохранятся. Имитация реформ над Днепром не позволит приблизить Киев к европейским и евроатлантическим структурам даже при наличии очень благоприятных внешних обстоятельств и факторов. А фундаментальные проблемы с соблюдением демократических стандартов и свободы слова оттолкнут Украину от Запада еще дальше.

И даже, если польская дипломатия сыграет в идеальный футбол, это не будет иметь никакого значения, потому что это будет игра без ворот. А пока Киев не поставит их на место, до тех пор оценки политики Варшавы относительно Украины не будут иметь полного смысла.

Павел КОСТ, кандидат гуманитарных наук, Университет Николая Коперника в г. Торунь, Польша
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ