Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

G20 поверила в выход из кризиса

По Сирии — такого единодушия достичь не удалось
10 сентября, 2013 - 11:30
ФОТО РЕЙТЕР

В Санкт-Петербурге завершился саммит G20. В «двадцатку» входят 19 стран и Евросоюз, на ежегодную встречу в верхах в Константиновском дворце собрались лидеры 26 стран и семь глав международных организаций.

Главы государств и правительств крупнейших экономик мира, на них приходится две трети населения планеты и 90% глобального ВВП, попытались выработать единую политику по вопросам экономического роста, торговли, прозрачности банковской системы и борьбы с уклонением от налогов. Начальник экспертного управления президента России Ксения Юдаева считает, что работа по этим направлениям оказалась весьма результативной.

Развитые страны обязались придерживаться принципа фискальной консолидации, другими словами, сокращения дефицитов бюджетов и долговой нагрузки, развивающиеся — устранять искажения платежных балансов. Борьбе же с безработицей поможет поддержка предпринимательства, повышение уровня образования и корректировка миграционной политики.

Экономика США фактически находится на подъеме, стран Евросоюза выходит из рецессии. Соответственно финансовые регуляторы начинают отказываться от так называемого количественного смягчения (QE). Оно определяется очень низкими учетными ставками центральных банков европейских стран и Федеральной резервной системой США. Это в свою очередь приводило к потоку дешевых долларов и евро, которые в значительной степени вливались в экономику развивающихся стран. Сейчас этот поток грозит обмелеть. В связи с этим лидеры стран БРИКС выразили обеспокоенность «непредвиденными» последствиями сворачивания программ QE центральными банками развитых стран. Президент США Барак Обама в ответ заверил, что выход из этих программ будет осуществляться «постепенно и в разумных пределах».

Обсуждалась и проблема взаимных ограничений во внешней торговле.

Главы G20 подтвердили намерение воздерживаться от них как минимум до 2016 года. Но с 2008 года, когда они впервые пообещали не препятствовать свободе торговли, по оценке Еврокомиссии, было введено около 700 ограничительных мер.

Единство участников саммита проявилось в вопросе борьбы с уходом от налогов. Был утвержден план, который предполагает переход к автоматическому раскрытию информации о налогоплательщиках до конца 2015 года. Мера призвана пополнить поступления в бюджеты стран, где компании получают доходы, хотя, как считают эксперты, практический эффект от принятой инициативы проявится не скоро. Включен в итоговое коммюнике и блок по финансовому регулированию «теневого банкинга», разработанный советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB). Под теневым финансированием в FSB понимают все механизмы кредитования, не попадающие под прямой банковский надзор. В первую очередь к ним относятся операции, по которым не предполагается покупка или продажа реальных активов, но широко используются в качестве альтернативы биржевым торгам. Объем сделок теневого банкинга оценивается в 60 трлн долларов в год, что сопоставимо с размером мирового ВВП.

Среди спорных пунктов, по которым до сих пор не удалось достичь решения, остается реформа квот в МВФ. Как сказал президент Евросоюза Херман Ван Ромпей, «У нас есть обязанность завершить пересмотр квот к 1 января 2014 года, и стороны знают, что Евросоюз выполняет свои обязательства в этой сфере». Для вступления реформы в силу необходима ее ратификация парламентами стран, в том числе конгрессом США, где решение вопроса затягивается. Отложено до следующей встречи стран БРИКС и окончательное оформление резервного фонда и банка развития стран БРИКС, завершение переговоров ожидается на следующей встрече глав пяти стран в Бразилии.

Хотя по экономическим и финансовым вопросам участникам саммита удалось достичь приемлемых решений, все-таки наиболее ожидаемыми были выводы по Сирии. Здесь никакой сенсации не произошло. Путин и Обама побеседовали около 30 минут, пока остальные участники их ожидали. Как сказал российский президент на пресс-конференции, «Каждый при своем мнении остался, но мы друг друга слышим». Там же Путин сказал, что в случае начала обстрела Россия будет помогать Сирии «экономически и гуманитарно». Очевидно, для этого в восточную часть Средиземного моря направляются корабли российского флота.

В свою очередь американский президент пообщался с представителями российских некоммерческих организаций (НКО). Он заверил, что российский закон об НКО будет жестко раскритикован «на самом высоком уровне». По этой причине или по другой, но Путин признал, что закон требует уточнений. Уж очень репрессивным он оказался.

Реально оказать воздействие на Москву в смысле смягчения отношения к правозащитникам Вашингтон не может. Не те сейчас межгосударственные отношения. Скорее встреча была рассчитана на внутриамериканскую аудиторию. Там у Обамы достаточно много проблем и еще предстоит договориться с сенаторами и конгрессменами по поводу Сирии. Не то, чтобы законодатели так уж защищают Асада, но выторговать у администрации что-то вполне могут.

Достаточно неприятным оказалось для Москвы изменение позиции Германии по сирийскому вопросу. Из несколько уклончивой буквально по ходу саммита она стала весьма определенной. Берлин поддерживает удары по Сирии, но только информационно и дипломатически. Накануне парламентских выборов для Ангелы Меркель это был весьма смелый шаг, так как в целом немецкое общественное мнение выступает против акции. Очевидно, бундесканцлерин уверена в своем выигрыше, что подтверждается социологическими опросами. Экономика Германии в лучшем положении, чем у других стран Евросоюза. К тому же и другие его члены постепенно выходят из кризиса, даже проблемные Испания, Италия и Греция.

В целом итоги саммита можно считать в определенном смысле победой Обамы. Ему удалось заручиться дипломатической поддержкой главных членов Евросоюза, а Франция готова участвовать в акции против Асада и фактически.

Владимиру Путину не оставалось ничего другого, как демонстрировать самые теплые отношения с Китаем. Накануне саммита он встретился с председателем КНР Си Цзиньпинем. Оба лидера показывали на публике тесное взаимодействие. Китайский гость, касаясь роли России в проведении саммита, отметил, что «Это в то же время говорит о растущей роли в мире, а также положении России в качестве великой державы. Я искренне поздравляю вас с этим, и хотел бы заранее пожелать успеха саммиту». Но в вопросе поставок российского газа Поднебесная уступать цену не намерена. Более того, подписано соглашение с Туркменией о поставках дополнительных объемов голубого топлива.

Вот все, что удалось достичь, а вернее не достичь Путину.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ