Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Германия после войны: уроки денацификации

15 мая, 2012 - 12:04

Судьбу побежденной во Второй мировой войне нацистской Германии определила летом 1945 года Потсдамская конференция руководителей США, Великобритании и СССР. В отношении будущего немецкого государства державы-победительницы поставили цели, сформулированные как «принцип пяти Де»: денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация.

Понимание этих целей было у Сталина и его союзников различным, что и обусловило скорое начало холодной войны между недавними союзниками, создание ФРГ на территории западных зон оккупации и ГДР на территории советской зоны. Этот раздел удалось преодолеть почти полвека спустя, после крушения системы политических блоков в Европе. Процессы денацификации включали в себя как процессы оздоровления немецкого общества, выработки новой экономической политики, так и создания новой культуры.

8 мая Германия отметит очередную годовщину окончания Второй мировой войны. Современное отношение к этому дню в Германии окончательно сформировалось только к 1985 году, когда тогдашний президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер решился и впервые назвал 8 мая Днем освобождения: «День 8 мая освободил всех нас от человеконенавистнической системы — диктатуры национал-социализма».

Особая роль в процессах денацификации принадлежала американским политикам и американским оккупационным властям.

В Берлине в его бывшей западной части до сих пор немало следов пребывания в городе американской армии. Символизируя воздушный мост, спасший население западного Берлина от голода при блокаде его советскими оккупационными властями, продолжавшейся почти год с 23 июня 1948-го по 12 мая 1949-й, над Техническим музеем навечно завис настоящий «Дуглас».

Когда была пройдена фаза наказания немцев и появилась цель восстановления Германии и Европы (план Маршалла), то даже убежденный противник нацистского режима социалист Хельмут Кальблитцер вынужден был констатировать: «Нам хотелось других, лучших руководителей, но никаких других не было. Были только старые руководители промышленности, которые, как правило, и являются умнейшими людьми страны. Быть умным, однако, вовсе не означает быть образцом в моральном отношении. То, что других управленцев нет, понимали и они сами, и население, признавая за такими людьми естественное право руководить производствами».

Попытки американцев осудить промышленников и финансистов нацистского режима закончились неудачей: адвокатам удалось выиграть эти суды вследствие слабости доказательной базы обвинения. Денацификация подразумевала необходимость не пускать на руководящие позиции людей из СС и нацисткой партии. Наиболее одиозные фигуры были убраны. Но в нацистской партии состояло почти 8 млн человек, а эсэсовцев оставалось более 500 тыс. Процессы же перемен в сознании немцев шли медленно. Вплоть до середины 1960-х годов многие в Германии считали, например, участников заговора против Гитлера 20 июля 1944 года не героями, а предателями.

Об особенностях проведения денацификации в Германии американцами рассказывает Александр Гарин, профессор Европейского центра стратегических исследований им. Джорджа Маршалла: «Были заготовлены списки тех, кого не надо было подпускать к серьезным должностям. Одновременно после 1947 года американцам стало ясно, что начинается холодная война, что Германия расколота и что надо конструктивно восстанавливать Западную Германию, и возникли просто конкретные задачи — государство должно было функционировать. И надо было брать на работу людей, способных справляться с обязанностями. Всех сменить оказалось невозможно. И после того как Германию пригласили в НАТО, то, начиная с 1954 года, на руководящих постах стали появляться люди, которые были в этих списках. Не из гестапо или СС, а второстепенные функционеры.

Вторая сторона деятельности американцев была связана с тем, что стояла задача превратить Германию в государство западного образца. Как ввести рыночную экономику? Как ввести новую валюту? Как создавать то, что в Германии потом назовут социальной рыночной экономикой? Эти задачи приходилось решать нелинейно, потому что капитализм был очень непопулярной в Германии идеей».

«Радио Свобода», 7 мая 2012 г.

Юрий ВЕКСЛЕР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ