Пандемия коронавируса, по мнению ряда политиков, является наибольшей угрозой для человечества после последней мировой войны, — ведь все плохое, как говорят, только началось, и конца-края не видно, а суммарное число жертв пандемии, по разным экспертным оценкам, может достигать от 15 до 80 миллионов. Действительно, потери на уровне мировой войны, не говоря уже о непрямых потерях — о количестве нерожденных, о катастрофическом состоянии мировой экономики и связанном с ним общем ухудшении состояния здоровья даже в развитых странах.
Социальные, политические, экономические, медицинские аспекты этой беды обсуждаются сейчас во всех медиа. Я же хочу напомнить о сформулированных выдающимся (но у нас почти неизвестным) британским ученым Джеймсом Лавлоком (которому в прошлом году исполнился ровно 100 лет со дня рождения) концепциях, призванных объяснить действующие негативные процессы в развитии человечества. Действующие — и будущие.
Член Британского королевского научного общества Лавлок еще в 1950—1960 годах создал «гипотезу Геи» (англ. Gaia), в которой он постулировал, что Земля функционирует как своего рода суперорганизм, поскольку наша планета (как определенная целостность живой и неживой материи) имеет не только системы самоорганизации, но и «контрольный механизм», который поддерживает окружающую среду в пригодном для жизни состоянии. Гипотеза, собственно, на сегодня уже концепция Геи представлена в виде системной организмической науки о Земле — геофизиологии. Имя античной богини для названия концепции ученому посоветовал использовать писатель Уильям Голдинг, следовательно, оно производит впечатление на глубинные архетипичные слои подсознания людей, вызывает широкие ассоциации, в том числе и религиозные.
Гея — это своеобразная самоорганизовывающаяся система, своего рода суперорганизм, который имеет саморегуляторные геофизиологические (это тоже метафора или полуметафора) свойства, то есть поддерживает целый ряд параметров внутренней среды на относительно стабильном, благоприятном для живых организмов уровне. Собственно, гипотеза Геи и заключалась в утверждении, что в планетарном масштабе жизни активно поддерживает относительно стабильные условия на Земле, комфортные для собственного существования. «Весь лик Земли, климат, состав горных пород, воздуха и океанских вод, является не только результатом геологических процессов, но и следствием присутствия жизни. Благодаря непрерывной активности живых организмов, условия на планете поддерживаются в благоприятном для жизни состоянии на протяжении последних 3.6 миллиардов лет, — писал Лавлок. — Любые виды, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства, и в конце концов изгнаны так же, какие наиболее слабые, эволюционно неприспособленные виды...»
С точки зрения геофизиологии жизни — это свойство целостной сложной системы, которое открыто для потоков энергии и вещества и имеет способность поддерживать свое внутреннее состояние относительно постоянным. При этом считается, что саморегуляция таких важных свойств, как климат и химический состав является эмерджентным свойством процесса развития Геи. Геофизиология ориентируется на поиск и изучение механизмов саморегуляции планетарного уровня путем установления связей циклических самопродукцирующих процессов на клеточно-молекулярном уровне с подобными процессами на других связанных уровнях, таких как организм, экосистемы и планета в целом.
Кстати, научно-теоретическое и философское измерения концепции Геи, то есть геофизиология, весьма близки к биосферной концепции Владимира Вернадского, хотя главные свои идеи Дж. Лавлок сформулировал, по собственному признанию, когда еще не был знаком с трудами Вернадского. Он объясняет это тем, что до недавнего времени отсутствовали удачные переводы произведений Вернадского на английский язык, а также общей «глухотой» англоязычных авторов к иноязычным текстам. В настоящее время теория Вернадского рассматривается швейцарским исследователем Жаком Гринволдом как «интеллектуальная предыстория концепции Геи», а сам Лавлок зовет Вернадского своим самым «выдающимся предшественником».
Согласно концепции Лавлока, Гея является наибольшей ценностью и не может быть подчинена человеку. Скорее наоборот, человек должен осознать, что он часть Геи, что здоровье Геи — это и его здоровье. Необходимо направить усилия людей на изучение и поддержку органических механизмов саморегуляции и самоорганизации на планетарном уровне. Наилучшей заботой о человеке является забота о всей Гее. А следовательно, практика, принятая в индустриально развитых странах, когда огромные средства тратятся на здравоохранение при очень слабой поддержке государственных и международных усилий по сохранению биосферы и окружающей среды является порочным кругом. Что больше мы заботимся о человечестве как об отдельном биологическом виде, используя для этого научно-технический потенциал, тем сильнее мы ухудшаем среду для всех других видов, а в итоге, через десятки-сотни лет — для себя (эффект отсроченного бумеранга). В рамках Геи должна существовать гармония всех видов в своего рода многоуровневом симбиозе. Если человек бросает вызов Гее, то неминуемо будет испытывать катастрофу, поскольку ведет борьбу с самим собой. Когда человек рождается, то выходит из лона матери в лоно Геи, что является единственно возможной, едва не пожизненной системой жизнеобеспечения человечества.
В настоящее время, считает Лавлок, злоупотребления человека относительно окружающей среды заставляют эту систему работать против Homo Sapiens. Выглядит так, что человечество в целом в его действующем состоянии — это болезнь биосферы. Последняя и пытается исцелиться, изменяя некоторые параметры своего существования таким образом, чтобы «выбросить» из себя человека, или, по крайней мере, отбросить его куда-то на обочину. Патриарх «зеленого движения» (но не «левак», которых среди «зеленых» немало, напротив, он был консультантом Маргарет Тэтчер) писал, что «мы должны учитывать ужасающие темпы изменений и осознать, как мало осталось времени, чтобы действовать, а затем каждое содружество и страна должны найти наилучшее приложение своим ресурсам, чтобы поддерживать цивилизацию как можно дольше». Идет речь не только о глобальном потеплении, но и о радикальных изменениях климата и вызванной человеком общей деструкции биосферы. И не случайно его книга, изданная в 2006 году, называется «Месть Геи» — но это не просто констатация фактов, а и одновременно «руководство для тех, кто выжил», адресованное людям, которые будут бороться за существование после распада действующего экологического механизма.
Другими словами, концепция Лавлока — это не только комплекс природных гипотез и теорий, которые предоставляют возможность достаточно точно прогнозировать процессы изменений климата и биосферы в целом и отдельных компонентов этих изменений, а определенная мировоззренческо-философская система. Даже больше — в ней идет речь и об определенных квазирелигиозных установках, которые требуют осознанного принятия нашими современниками необратимого наказания за прошлые грехи человечества. Этого наказания избежать нельзя, его можно только несколько смягчить, если нынешнее и следующие поколения будут вести себя должным образом, существенно уменьшив свою миропреобразовательную гордыню и резко сократив бездумное потребление природных ресурсов. Только это сможет побуждать Гею не уничтожать, а только отодвинуть на обочину человечество как потенциально опасный для ее геофизиологического здоровья элемент биоты.
Поэтому пандемия коронавируса COVID-19 полностью вписывается в концепцию Джеймса Лавлока. Остается дождаться обещанных синоптиками летних климатических катаклизмов, чтобы увидеть собственными глазами, в какой мере Гея взбунтовалась против человека. И даже если будут изобретены чудодейственные лекарства и вакцины, которые остановят пандемию с ее многомиллионными жертвами, даже если случится чудо, — сделает ли человечество надлежащие выводы и изменит ли свое отношение к природе?