Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Главу грузинской ЦИК назначит ОБСЕ

Это — не навязанное решение, говорит Посол Грузии в Украине Григол Катамадзе
26 июля, 2003 - 00:00


На днях Министерство экономики, промышленности и торговли Грузии заявило, что создание единой экономической, таможенной, налоговой и валютной политики в рамках СНГ противоречит интересам этой страны. На сентябрьском саммите Содружества Тбилиси не будет поддерживать проект хартии экономического развития СНГ. О том, что заставляет Грузию занять такую позицию, как Тбилиси расценивает возможную дислокацию военной группировки Организации Договора о коллективной безопасности в соседней Армении и почему назначение ОБСЕ руководителей избирательных комиссий Грузия не считает вмешательством в свои внутренние дела — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Грузии в Украине Григола КАТАМАДЗЕ.

— Чем именно не устраивает Грузию проект хартии экономического развития СНГ?

— Экономическое сотрудничество в рамках СНГ Грузия всегда считала очень важным. Мы не упускали возможности на разном уровне проявить свою приверженность активизации экономического сотрудничества, так как большое экономическое пространство СНГ особенно интересно для грузинских товаропроизводителей. Грузия одной из первых подписала Соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. К сожалению, надо сказать, что на сегодняшний день это соглашение не работает. Президент Шеварднадзе был первым, кто на неформальном саммите СНГ в Киеве поддержал инициативу президента Украины о том, чтобы подготовить к следующему, сентябрьскому саммиту СНГ в Ялте механизм реализации положения о зоне свободной торговли в рамках Содружества.

Насколько мне известно, недавно секретариат СНГ распространил среди стран-участниц хартию о создании таможенного, валютного союза в рамках организации. Грузия уже несколько лет является полноправным членом Всемирной торговой организации. Вступая в ВТО, Грузия согласовала свои таможенные позиции по всем видам товаров со странами-участницами этой организации и не собирается их пересматривать.

В 1996 году на Кишиневском саммите СНГ было принято решение ограничить экономическое сотрудничество Абхазии — территории, не контролируемой правительством Грузии — с любыми субъектами на территории СНГ. Речь шла о том, чтобы без согласования с центральной властью никакого экономического сотрудничества с самопровозглашенной республикой не проводилось. На протяжении прошедших лет это решение зачастую нарушалось. После введения визового режима между Грузией и Россией на абхазском участке грузино-российской границы продолжается свободное перемещение не только людей, но и товаров. Когда мы говорим о том, что заинтересованы в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ, мы одновременно хотим, чтобы наши партнеры адекватно поступали по отношению к Грузии.

Мы с уважением относимся к решению четырех президентов о создании единого экономического пространства. Однако нам неизвестна суть договоренностей, ход их обсуждения. Когда нам будет известно содержание документов, конкретные механизмы воплощения в жизнь решения глав четырех государств, мы их внимательно изучим и решим, будет ли этот проект выгоден и интересен Грузии.

Мы с большой надеждой смотрим на предстоящий саммит СНГ в Ялте. Грузия надеется, что это будет историческая встреча, после которой зона свободной торговли в рамках СНГ заработает.

— Как вы расцениваете перспективу размещения военной группировки Организации Договора о коллективной безопасности в соседней с Грузией Армении?

— Грузия была участницей ДКБ на протяжении пяти лет со дня его подписания. Договор предполагал содействие входящих в организацию стран решению конфликтов на территории других стран-участниц. К сожалению, приходится констатировать, что за все время, пока Грузия была участницей этой организации, не сделано было ни одного шага в продвижении разрешения ни грузино-абхазского, ни грузино-осетинского конфликта. В урегулировании грузино-абхазского конфликта активную роль играет ООН, в разрешении грузино-осетинского конфликта ключевая роль принадлежит ОБСЕ. Поэтому в 1999 году, увидев бесперспективность членства в ОДКБ, мы заявили, что не будем продлевать свое участие в этой организации, и наша позиция остается неизменной. Внешнеполитические приоритеты Грузии общеизвестны — это интеграция в НАТО и Европейский Союз.

Размещение военных баз ДКБ — решение тех государств, которые входят в эту организацию. Мы относимся к нему с уважением, хотя определенные моменты нас настораживают.

— Вы не считаете, что размещение группировки ОДКБ в соседней Армении может воспрепятствовать интернационализации миротворческих миссий в Абхазии и Южной Осетии?

— Я бы не увязывал эти вопросы. Грузино-абхазский конфликт возможно решить при активном желании России и при обязательной помощи международных организаций, ООН. Мы считаем, что интернационализация миротворческих сил в рамках Организации Объединенных Наций принесла бы гораздо больше эффекта, нежели миссия так называемых сил СНГ (поскольку де-факто это контингент Российской Федерации). Я неоднократно об этом говорил, но повторюсь еще раз: интернационализация миротворческих сил в Абхазии должна быть в интересах России, чтобы избежать моментов подозрения, недоверия и т.д.

Роль Киева в разрешении грузино-абхазского конфликта я бы не хотел преуменьшать. У Украины есть реальные возможности помочь восстановить стабильность на Южном Кавказе, так как Украина — незаинтересованная сторона. Доказательство тому — ялтинская встреча в марте 2001 года. Это были первые позитивные переговоры между грузинами и абхазами.

— Осенью в Грузии состоятся парламентские выборы. Главу Центральной избирательной комиссии и руководителей региональных избиркомов назначит ОБСЕ, согласно порядку, предложенному бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером и утвержденному в первом чтении парламентом Грузии. Поскольку в Грузии, слава Богу, нет гражданской войны, такое решение трудно считать позитивным проявлением глобализации. Скорее это похоже на вмешательство во внутренние дела страны...

— Да, действительно, Грузия — это не та страна, во внутренние дела которой требуется вмешательство. Граждане Грузии — своеобразные люди. По чьему-то настоянию мы бы не согласились на такое решение, если бы оно не было близко нашему духу.

Трения между правительственным блоком и оппозицией по вопросу формирования ЦИК и местных избирательных комиссий продолжались долго, никак не удавалось выйти на согласованные позиции. Принцип распределения членов Центризбиркома — пять представителей проправительственного блока, девять представителей оппозиции — был предложен правительством. Так получилось, что эту идею после консультации с оппозиционными силами и с президентом страны озвучил видный политик, большой друг Грузии и ее президента Джеймс Бейкер.

Прекрасно, что для обсуждения этого и других вопросов в Грузию был направлен такой авторитетный политик и личный друг президента Шеварднадзе. Надо сказать, что после встречи с Бейкером представители оппозиции сразу же поддержали идею распределения членов Центризбиркома. После его отъезда эти вопросы еще обсуждались, но в два часа ночи 24 июля парламент Грузии принял в первом чтении проект формирования ЦИК. Предстоят еще два чтения, между парламентскими фракциями по этому вопросу есть определенные разногласия, но не думаю, что стоит ожидать каких-то неприятных сюрпризов.

Председателя ЦИК и региональных комиссий действительно будет назначать ОБСЕ — авторитетнейшая организация, которая содействует процессам безопасности и стабильности в Европе. Но она же не будет назначать на эту должность представителя какой-либо другой страны. Будет назначен авторитетный, уважаемый гражданин Грузии, находящийся вне политики. Тот, кого уважают и сторонники правительства, и оппозиционные силы. Сегодня называют много фамилий, но я не хотел бы говорить об этом раньше срока.

Думаю, грузинский опыт еще будет полезен многим. Я полагаю, что это очень удачное решение, но все покажут выборы. Голосование 2 ноября очень важно для Грузии, в сложившихся сейчас условиях, накануне предстоящих президентских выборов. Грузия находится на переломном этапе. Мы максимально хотим ограничить возможность фальсификации результатов голосования, подозрений, что выборы прошли в неравных условиях, поэтому будет проводится альтернативный подсчет голосов. Мы будем очень признательны нашим украинским друзьям, если они будут наблюдателями во время подготовки и проведения выборов в Грузии.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ