Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глобальная «культура потребления» против традиционных ценностей

24 ноября, 1999 - 00:00

Традиционные культуры с трудом выдерживают столкновения с так называемыми «западными ценностями». Начинает давать трещины даже самый стойкий традиционализм — китайский. Вплоть до хирургических операций.

На Западе всегда существовала мода на Китай — загадочный и непонятный. Особенно она возросла, когда Мао воздвиг «железный занавес» между собой и «прогнившим западным миром». По мере того, как западная пресса рассказывала об ужасах коммунистического правления в КНР, для западных модников и модниц становилось хорошим тоном облачаться в китайские темно-синие шаровары и надевать китель а-ля Мао.

Когда президент США Ричард Никсон в начале 70-х годов открыл для Запада Новый Китай, чуть ли не весь американский бомонд перешел на еду палочками. Но, похоже, сейчас китайская мода на Западе проходит. Тамошние СМИ все реже называют Китай «совершенно другим миром». Наоборот, появляется все больше свидетельств того, что некогда загадочная страна идет по пути подражания западным ценностям.

Официальная китайская партпечать по этому поводу уже бьет в набат: мол, упадническая буржуазная идеология пустила в Китае глубокие корни, и чтобы победить зло, корни надо каждый день пропалывать.

Большая часть китайских правителей старшего поколения во главе с председателем Цзян Цзэминем не дают повода усомниться в своем патриотизме и любви к Родине. Все они, как и в период «культурной революции», носят застегнутые на все пуговицы темные костюмы. Отступник, пожалуй, лишь один — премьер Госсовета Чжу Жунцзи, предпочитающий облачаться в европейские костюмы и галстук, а с иностранцами общаться по- английски. Слабину иногда дает и Цзян Цзэминь, но не в одежде, а в музыке, да и то, вероятно, ради достижения политических результатов. Во всяком случае, он любит западную поп-музыку.

Что же касается более молодых китайских руководителей среднего звена, то те уже давно сменили китайские одежды на европейские и стараются приобщиться к западному образу жизни.

Верная примета сегодняшнего Китая — длиннющие очереди в американские «Макдональдсы». Причем в первое время, когда эти фастфуды только открывались, обилие очередей сами китайцы объясняли просто: дескать, люди хотят отведать неведомой заморской пищи. Но очереди откушать «бигмак» не прекращаются, а растут. И теперь уже и сами китайцы не видят этому ажиотажу никакого объяснения.

Другой феномен, получивший сейчас в Китае неожиданное распространение — это пластическая хирургия, с помощью которой многие китаянки хотят походить на европеек. Наибольшей популярностью, естественно, пользуется операция по расширению глаз. Многие красят свои волосы в «европейские» цвета — белый или коричневый. Когда- то, в 1930-х годах, многие китайские студенты поехали учиться за границу. Вернувшись, они отличались от сограждан внутренне, но не внешне. Для них был даже придуман термин: их называли «бананами» за желтую кожу, но «белую» сущность.

Теперь китайцы меняют и внешность. Причем, если еще совсем недавно пластическую операцию могли позволить себе только самые богатые граждане Поднебесной, то сейчас такая операция не является чем-то особенным.

Другое дело, что пластическая операция противоречит древним китайским традициям. Согласно этим традициям, тело дают человеку родители. Оно священно, и изменять его нельзя. По мнению ряда китайских СМИ, такая «глобализация красоты» стала следствием проводимой Западом маркетинговой политики. «Это не просто мода, молодые люди меняют себя не для того, чтобы отличаться от своих родителей, а для того, чтобы почувствовать себя частью глобальной культуры потребления», — писала на днях одна шанхайская газета. Так ли это на самом деле — трудно сказать. Но то, что Китай меняется — это точно.

Gazeta.Ru (http://www.gazeta.ru)

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ