Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ханс-Юрген ХАЙМЗЕТ: «Сохраню Украину в своем сердце»

Посол Германии — мысли, наблюдения и ощущения
10 июля, 2012 - 11:40
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Посол Германии в Украине доктор Ханс-Юрген Хаймзёт завершает свою миссию в нашей стране и будет дальше работать в Организации экономического сотрудничества и развития. Под его началом посольство проводило всевозможные встречи, круглые столы, конференции, панельные дискуссии по самым разнообразным вопросам. Сам же посол постоянно посещал различные культурные мероприятия, которые проходили в столице Украины и других городах. В частности, комментируя презентацию книги Лины Костенко «Записки украинского самашедшего» в театре им. Франко, он сказал, что ощутил здесь украинский дух. К числу неординарных поступков посла можно отнести то, что он стал вести свой блог на «Украинской правде». Также он всегда находил время, чтобы давать интервью «Дню». К слову, первое и последнее интервью в Украине он дал нашей газете.

— Господин посол, немецкая пресса довольно негативно оценила результаты последнего саммита ЕС, который состоялся 29 июня. Газета Die Welt назвала этот саммит, который, кстати, совпал с поражением футбольной сборной Германии в игре против Италии, историческим поражением Меркель. Что вы скажете на это?

— Если игра против Италии, к сожалению, была действительно огорчительным и не обязательно непременным поражением, то о саммите этого сказать никак нельзя. На нем, как и на большинстве таких саммитов, был достигнут компромисс, но, конечно, журналисты всегда пытаются это особенно выпятить. Госпоже Меркель во время этого саммита ЕС удалось настоять на своей философии, которая заключается в следующем принципе: за каждую услугу следует платить встречной услугой. Если посмотреть в детали, то можно убедиться в том, что существует точное определение условий и также обеспечен контроль за тем, чтобы рекапитализация банков не использовалась сверх меры.

— Как вы оцениваете организацию Евро в Украине? Что, по вашему мнению, это дало Украине и украинцам?

— Я могу только похвалить организаторов. Немецкие болельщики чувствовали себя хорошо и во Львове, и в Харькове. Но немало их также побывало здесь, в Киеве. Самым важным для меня было то, что многие молодые украинцы говорили мне, что они открыли для себя другую, новую Украину. То, что милиция вела себя настолько дружелюбно, и то, что появилась возможность праздновать вместе со многими европейцами, — все это стало новым опытом для многих. Можно было только порадоваться тому, что в городе появилось очень много цветочных клумб, новые автобусы, новые дороги и много табличек-указателей для иностранцев. Хотелось, чтобы так оставалось и впредь. Кроме того, нужно упомянуть многие мероприятия по улучшению инфраструктуры, в частности — улучшение дорожного покрытия, пуск скоростных поездов. Хотелось бы, чтобы все это охватило всю Украину.

— Господин посол, а был ли оправданным политический бойкот Евро в Украине со стороны представителей правительства Германии?

— Бойкота не было ни с немецкой стороны, ни с какой-либо другой. Не вызывает сомнения то, что на таком большом футбольном празднике не удалось, как это было обычно прежде, в столь полном объеме воспользоваться эффектом, объединяющим народы также и на высших политических уровнях. Полагаю, что здесь существует ясность в отношении того, с чем это связано.

— У некоторых экспертов в Украине складывается впечатление, что Германия все больше подыгрывает России. Первым примером этого является то, что в свое время Меркель выступила против предоставления ПДЧ Украине на Бухарестском саммите в 2008 году, а теперь Берлин выступает против подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, и более чем странным кажется единство Германии и России в деле Тимошенко, в связи с чем некоторые проправительственные журналисты стали говорить, что в Украине два посольства РФ, одно из которых говорит на немецком языке. Как вы это прокомментируете?

— С таким мнением я сталкивался с самого начала моей деятельности в качестве посла. И это мнение и сегодня такое же неправильное, как и четыре года назад. В Украине никто не говорит больше о членстве в НАТО. Существовало даже явное большинство против членства в НАТО. Хотя в этом отношении Украина произвела радикальные политические изменения, это все еще оценивается здесь как знак политики, направленной против Украины. Мне кажется, важнее то, чтобы украинцы сначала осознали, чего они хотят. Это касается также и европейской интеграции. Для Германии это всегда было приоритетом ее политики. Также для нас важно, чтобы Украина нашла свой путь туда. Однако это увязывается с принятием определенных минимальных европейских стандартов.

А тот факт, что дело Юлии Тимошенко настолько обращает на себя внимание в Германии, связан с возникновением твердого убеждения в том, что процессы против Юлии Тимошенко, а также других членов ее правительства являются избирательными и политически мотивированными. Сюда следует добавить убеждение в том, что судебная система не является независимой. Это несовместимо с Европейским Союзом. Поэтому критика, связанная не только с процессом Тимошенко, но и с другими процессами, имеет совсем другие корни по сравнению с той критикой, которая звучит со стороны России. Я также хотел бы подчеркнуть, и, кстати, я сказал об этом в беседе с премьер-министром, что речь идет не только о позиции Германии. Кто внимательно следил за чемпионатом Европы по футболу, несомненно, заметил, что в конечном счете все государства-члены ЕС проявили достаточную сдержанность и такая позиция была связана с упомянутыми мною процессами. В Киеве есть посольство Германии, в котором разговаривают на немецком языке и которое, возможно, делает больше других посольств для приближения Украины к Европейскому Союзу. Например, GIZ (немецкое общество международного сотрудничества) по поручению правительства Германии сделало очень много для успешного проведения чемпионата Европы в сфере улучшения менеджмента стадионов, маркетинга, развития транспортных услуг. Если некоторые журналисты считают, что путем таких оскорблений можно достичь чего-то, то они, конечно, находятся на неправильном пути и вредят только себе.

— В вашем посольстве звучит украинская речь. В частности, несколько дней назад в своей короткой прощальной речи на украинском языке вы сказали, что в последнее время в Украине появились негативные тенденции. Не могли бы вы конкретизировать и сказать, какие это может иметь последствия для интеграции Украины в ЕС?

— Для нас очень важно, чтобы не было регресса в вопросах, связанных с демократией и правами человека в Украине. Ваша страна считалась одним из первых государств Восточной Европы, которое приблизилось к демократическим ценностям, важным для нас в Европейском Союзе. Поэтому заставляет задуматься тот факт, что количество судебных решений, запрещающих свободу собраний, в последнее время возросло. Правда, давление на прессу несколько уменьшилось, но все же за последние годы я вижу совсем иную картину с масс-медиа. Некоторые газеты со значительными тиражами вряд ли можно еще рассматривать как газеты, которые предоставляют неискаженную информацию. А правовая система у меня вызывает наибольшее беспокойство. Последнее решение Европейского суда по правам человека должен был бы прочитать каждый украинский судья.

— Господин посол, приходилось ли вам лично обращаться в Администрацию Президента для решения проблем немецких компаний, работающих в Украине? Я знаю примеры, что некоторые послы так и делают. И меняется ли, по вашему мнению, в лучшую сторону бизнес-климат в нашей стране?

— В отличие от моих ожиданий, в последнее время не произошло реального улучшения инвестиционного климата. Конечно же приходилось сталкиваться со многими проблемами и в отдельных случаях достигать успеха. Правительство пыталось решить некоторые вопросы, в частности проблему с возвращением налога на добавленную стоимость. Но для большего числа фирм Украина все еще остается зоной повышенного риска. Некоторые предприниматели считают, что Украина является своеобразным бюро по самообслуживанию экономически влиятельных сил. Я это особенно четко вижу в такой сфере, как ветросиловая энергетика в Крыму, где выдвигаются требования к фирмам либо привлекать к реализации своих проектов какого-то «Икса» или «Игрека», или же их отсылают от Понтия к Пилату. Становится абсолютно ясно, что определенные законы пишутся лишь для определенных лиц. А это не соответствует европейским стандартам, об этом нужно говорить и писать открытее и громче. В этом отношении пресса несовершенным образом отвечает своей роли контролирующей власти.

— Вы часто общаетесь с украинскими олигархами. Вас видели на футболе с Ринатом Ахметовым. По вашему мнению, имеют шансы украинские олигархи — времен первичного накопления капитала — стать европейскими?

— Отчасти они таковыми уже и являются. Во многих государствах (посмотрим на США) существовали такие периоды, когда происходило накопление капитала. К примеру, Рокфеллер и некоторые другие были тем, что вы называете олигархами. Но решающим оказывается умение политической системы справляться с этим явлением и не попадать под его влияние. Много зависит от того, принимает ли политика участие в этой игре или устанавливает правила игры на благо людей и государства.

— Ваше новое назначение — представлять в мире Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — является повышением или шансом переехать в Париж, как это сделал ваш предшественник?

— Большинство людей хотят попасть в Париж. Для меня это возвращение после того, как в 1977 году я попал в Париж в качестве студента и докторанта. И в то же время это будет совершенно новый вызов — многосторонняя деятельность с акцентом на экономическую политику. Это же чудесно — учиться всю жизнь. Но я так или иначе, в независимости от того, что буду делать в будущем, сохраню Украину в своей голове и в своем сердце.

— К слову, не могли бы вы коротко сказать, что нужно сделать Украине, чтобы попасть в клуб богатых стран, который вы будете теперь представлять?

— (Смеется.) Полагаю, что следующим важным шагом должно было бы стать соглашение об ассоциации. Многие государства безуспешно стремятся обрести членство ОЭСР. Для Украины важно сейчас осуществлять те шаги, которые первоочередно необходимы для достижения этих целей.

b> — Какие впечатления вы заберете с собой или, другими словами, что больше всего вам запомнилось во время пребывания в Украине?

— Я открыл для себя чудесную, прекрасную многообразную страну, начиная от Ужгорода и заканчивая Донецком, от Десны и до Керчи. Самое сильное впечатление на меня произвели молодые люди, многие из которых владели немецким или английским языком и на примере которых я убедился, сколько талантов, сколько знаний и сколько способностей есть в этой стране. Я желал бы, чтобы эту энергию, эту силу допускали туда, где ей, собственно, и место: в университеты на профессорские должности или в политику на должности, связанные с высоким уровнем ответственности. То есть необходимо форсировать то, что мы называем сменой поколений.

— В СМИ появилась информация, что вас здесь, в Киеве, сменит посол Германии в Беларуси Кристоф Вайль. Что бы вы ему пожелали?

— Терпения и неутомимости. Мне известно, что он знает русский язык. Я также полагаю, что он будет пытаться овладеть и украинским языком. Во всяком случае, думаю и желал бы, чтобы у него на его рабочем столе, как и у меня, была газета «День».

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ