Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хавьер СОЛАНА: Украина не будет изолированной от тех решений, которые принимаются в ЕС

21 апреля, 2001 - 00:00


Генеральный секретарь Совета ЕС, Верховный уполномоченный ЕС по делам внешней политики и безопасности Хавьер Солана старательно избегал в интервью «Дню» оценок нынешней украинской ситуации. Его интервью, данное уже после переговоров в Киеве, выглядело, возможно, слишком уж дипломатично. Однако постоянное напоминание о необходимости двигаться «верным курсом», курсом реформ, в том числе и политических, повторение слова «обеспокоенность» в переводе с дипломатического значит очень много.

По мнению Хавьера Соланы, развитие «в правильном направлении» означает, что в результате Украина должна иметь те же ценности, структуры и верховенство, что и страны ЕС.

Визит Соланы совпал с явным желанием многих парламентариев отправить в отставку правительство Ющенко, с которым Запад прямо или косвенно и ассоциировал украинские реформы.

Второй подряд с начала года визит высокочиновного представителя ЕС в Киев свидетельствует о том, что ситуация в Украине становится небезразличной для Евросоюза, хотя, очевидно, далеко не до конца понятной. Солана, в частности, встречался в Киеве и с Президентом Кучмой, и с секретарем СНБОУ Евгением Марчуком, и с председателем ВР Иваном Плющом, которые его информировали о состоянии дел в стране, но также и представителями оппозиции Александром Морозом и Александром Турчиновым. Солану удивил факт наличия различной оппозиции — однако он, в отличие от представителей администрации США, воздерживался от любых комментариев.

Визит Соланы свидетельствует и о том, что Украина, возможно, благодаря кризису, получает в глазах ЕС свое собственное значение. И ЕС здесь явно будет пытаться проводить свою осторожную, умеренную, но собственную политику. Что может в перспективе быть плюсом и для самого Союза в контексте поисков влияния на мировой арене. Даже стандартные ответы, таким образом, могут быть интересным знаком.

— Можно ли считать, что существует определенная зависимость между тем, кто в Украине находится на ключевых государственных должностях, и тем уровнем отношений, который ЕС поддерживает с Украиной?

— Мы не вмешиваемся во внутреннюю политику. Единственное, на что мы обращаем внимание — чтобы процесс реформ не останавливался. Для нас это — наиболее важно. На самом деле, и для вас, для ваших отношений с Европейским Союзом было бы очень важным продолжать курс на реформы и с точки зрения демократизации, и с точки зрения экономики.

Мы имеем глубокое партнерство и сотрудничество между Украиной и Европейским Союзом. И сейчас я встретился с Президентом, представителями оппозиции, руководством парламента, выступил в Дипломатической академии — т.е., мы имеем очень конструктивные отношения. Мы — добрые друзья, мы разговариваем откровенно. У нас чудесные отношения. Между нами не только дружба, но и сотрудничество, мы имеем соглашение о партнерстве и сотрудничестве с вашей страной. Украина — очень важная европейская страна.

— На Ваш взгляд, какой сейчас этап переживает Украина, какие шаги было бы необходимо ей предпринять?

— С моей точки зрения, вы должны еще много сделать в политическом развитии. Я надеюсь, что вы покажете позитивные результаты в процессе реформ. Хорошее продолжение этого процесса будет иметь большое значение для развития нашего сотрудничества.

— Можно ли говорить, что успех этих реформ будет единственным требованием, после выполнения которого Украина сможет подать заявление на вступление в ЕС?

— Сейчас между Украиной и Европейским Союзом речь не идет об ее членстве. Но с любой точки зрения процесс реформ в вашей стране является фундаментальным для ее экономического развития, а также для ее отношений с международными организациями. В частности, и переговорный процесс относительно вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию требует продолжения реформ.

— ЕС выражал свою озабоченность ситуацией вокруг расследования дела Гонгадзе. Изменилась ли эта позиция после Ваших встреч с украинским руководством?

— Нет. Мы, как и раньше, выступаем за ясное и прозрачное расследование этого дела.

— В Украине достаточно распространено мнение, что ЕС не всегда следует взятым на себя обязательствам, например, что касается закрытия Чернобыльской АЭС — я имею в виду ситуацию с финансированием достройки двух ядерных блоков.

— Европейский Союз выполняет все взятые на себя международные обязательства, как и все международное сообщество. И мы очень рады видеть, что чернобыльский вопрос остается в прошлом, и что мы можем с надеждой смотреть в будущее.

— Каким является Ваше мнение относительно привлечения Украины к европейской политике в области безопасности?

— Такие отношения между европейской безопасностью и Украиной были бы очень позитивны. На последнем саммите Европейского Союза мы модернизировали механизмы, которые предоставляют Украине возможность участвовать в них, это должно развиться, и я могу сказать, что если все будет хорошо, участие Украины в механизме урегулирования кризисных ситуаций будет только приветствоваться.

— Какую роль тогда Украина может сыграть для общеевропейской безопасности?

— Украина — это очень важная страна. Она участвует в «партнерстве ради мира» и имеет особое партнерство с НАТО, но она имеет и тесные взаимоотношения с Европейским Союзом, и может участвовать в миротворческих операциях с ЕС. Коллективная безопасность в Европе, с моей точки зрения, все еще находится под ответственностью НАТО, с которым Украина имеет особое партнерство.

— Можно ли говорить, что такое сотрудничество в отрасли безопасности могло бы стать первым шагом к реальной, а не только провозглашенной интеграции Украины в общеевропейские механизмы?

— Украина имеет очень тесные отношения с ЕС, в экономическом и политическом плане, и наше задание — их продолжать и углублять. Украина же должна продолжать процесс экономических и политических реформ, являющийся очень важным.

— В Украине есть много страхов по поводу того, что с расширением ЕС Украина окажется изолированной от общеевропейских процессов — в частности, в том, что касается передвижения людей, товаров. Как этого можно избежать?

— Ваша страна не будет изолированной. Наоборот, все принимаемые решения направлены на преодоление возможных осложнений. Мы работаем очень тесно с вашей страной ради предупреждения тех трудностей, которые могут возникнуть в результате присоединения к ЕС новых членов. Что же касается проблем движения людей, торговли и тому подобное, то у нас есть соответствующие комитеты, которые готовы с вами сотрудничать по этим проблемам.

— Вы знаете, почему для Украины очень болезненным является вопрос сотрудничества между ЕС и Россией в сооружении новых трубопроводов, которые бы обходили украинскую территорию. Обсуждали ли Вы сейчас эту тему в Киеве?

— У нас продолжается процесс обсуждения, мы постоянно пребываем в контакте с вашими властями по этому поводу, и я могу сказать, что Украина не будет изолированной от тех фундаментальных решений в экономической отрасли, которые будут приниматься Европейским Союзом.

Что же касается украинского энергетического сектора в целом — это также тема для дискуссии. Только сначала Украине следует создать необходимые условия для привлечения инвестиций.

— На самом ли деле Вы удовлетворены тем уровнем отношений, которые существует сейчас? Можно ли их улучшить? Что бы Вы могли в отношениях Украина — ЕС охарактеризовать как не настолько хорошо, как могло бы быть?

— Да, я действительно удовлетворен отношениями между ЕС и вашей страной. Но, конечно, все можно улучшить, и всегда следует пытаться это сделать, и мы это делаем. По-видимому, единственное, что нас беспокоит — это то, чтобы Украина продолжала продвигаться в верном направлении с прозрачностью в политике, в дипломатии, хорошим продолжением реформ в приватизации, налоговой системе.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ