Россия начала 2006 год с прекращения экспорта природного газа в Украину после того, как правительство последней отказалось платить возросшую в четыре раза новую цену за газ. Кризис в Украине, многие из промышленных предприятий советской эпохи которой зависят от дешевого российского газа, вскоре распространился на Европу, потребляющую 80% газового экспорта России, когда Украина начала отводить газ из трубопровода, проходящего по ее территории.
По иронии судьбы 2006 год также является годом, когда к России переходит председательство в «большой восьмерке» — группе восьми промышленных стран, встреча которой состоится в Москве весной этого года. Невероятной темой, выбранной президентом России Владимиром Путиным для этой конференции, стала энергетическая безопасность.
Хотя Россия больше не является мировой супердержавой, ее огромные нефтяные и газовые ресурсы делают страну энергетической суперсилой, и Путин, похоже, намеревается разыграть эту карту. Нефть предоставляет меньше экономической власти, чем газ, поскольку является заменимым товаром, перебои в поставках которого можно компенсировать закупками на мировых рынках. Но транспортировка газа обходится дорого, поскольку зависит от дорогостоящих трубопроводов и установок для сжижения газа, которые невозможно заменить в короткие сроки, если возникает перебой в поставке.
Таким образом, газ является соблазнительным средством политического давления, и Россия уже использовала его против Грузии, Латвии, Литвы и Молдовы. Но когда «Газпром» выполнил указания Путина и перекрыл кран Украине, Россия переступила новый порог. На первый взгляд это кажется классическим примером, когда большая страна старается подчинить маленькую своей воле. Как сказал Фукидид в своей книге «История Пелопонесской войны»: «Сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать». Россия поддержала сторону, потерпевшую поражение во время оранжевой революции в Украине год назад, и пришло время свести счеты. Но, как оказалось, Путин ошибся в расчетах. Он недооценил как влияние Украины как основного канала для экспорта российского газа в Европу, так и влияние Европы как крупнейшего потребителя российского газа. В итоге он подорвал репутацию России как надежного поставщика.
Результатом стала заключенная на скорую руку сделка, в которой и Россия и Украина уступили свои позиции в отношении цены, а сомнительная компания, зарегистрированная в Швейцарии и находящаяся наполовину во владении «Газпрома», включила в уравнение дешевый газ из Туркменистана. Некоторые аналитики, а также бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко выдвинули обвинения в коррупции против компании «РосУкрЭнерго».
Но, отложив в сторону обвинения в коррупции, такой результат указывает на то, что газ не является столь легким источником жесткой экономической власти, каким кажется на первый взгляд. Некоторые экономисты утверждают, что в отношениях, где продавец и покупатель соглашаются на цену, обеспечивающую полную продажу товара, мало возможности для оказания давления. Но в случаях, когда продавец и покупатель не в равной степени зависят от этих отношений, большая уязвимость более зависимой стороны может использоваться как источник принудительной силы менее зависимой стороной. Россия думала, что является менее зависимой, чем Украина, и решила использовать эту силу. Но одно дело иметь преимущество в игре, в которую играешь только однажды. Чтобы игра могла продолжаться бесконечно, необходимо сохранить доверие других игроков. Другими словами, тень будущего говорит о том, что умеренная стратегия является наилучшей.Россия быстро обнаружила, что ее угрозы в адрес Украины слишком дорого обходятся ее репутации надежного поставщика газа в Европу. В этом более широком европейском контексте в энергетических отношениях России и Украины было больше симметрии, чем казалось, исходя из простых цифр энергетической зависимости.
Какие последствия это имеет для энергетической безопасности Европы? Министр экономики Германии Михаэль Глос заявил, что сомнительная надежность России означает, что настало время обратиться к другим источникам энергии. Это будет нелегко сделать. Газ обеспечивает почти четверть энергетических потребностей Европы по сравнению с 14%, приходящимися на долю атомной энергии. Даже если правительства пересмотрят свой запрет на новые атомные электростанции, ускорят строительство ветряных установок и солнечных батарей и начнут поиск альтернативных поставщиков газа, зависимость Европы от российского газа еще сохранится в течение более десяти лет.
В то же самое время Германия как крупнейший потребитель российского газа в Европе основывала свои надежды обеспечения энергетической безопасности на развитии экономических связей с Россией. Бывший канцлер Герхард Шредер даже стал председателем российско-германского консорциума по строительству нового газопровода из России в Германию. Но, как показывает эпизод с Украиной, трубопровод, предназначенный для одной страны, может быть менее надежным, чем те, которые проходят через несколько стран.
Если Россия собирается и дальше демонстрировать свою силу, ей лучше заручиться поддержкой тех, чьи интересы это затрагивает. Основой энергетической безопасности является разнообразие как трубопроводов, так и поставщиков. Малые соседи, не имеющие выбора, пострадают, но Европа не должна.
Для следующего десятилетия будет характерен тонкий баланс, при котором Европа будет по-прежнему зависеть от российского газа, но потребность России в доходах от экспорта сделают ее зависимой от Европы. Урок эпизода с Украиной заключается в том, что хотя Россия и не является столь мощной газовой супердержавой, как могло показаться, Европа должна начать вносить большее многообразие в свои энергетические отношения.
Джозеф С. НАЙ — профессор Школы управления им. Кеннеди Гарвардского университета.