На первых после вступления Хорватии в ЕС парламентских выборах, которые состоялись в прошлое воскресенье, победу одержала оппозиционная «Патриотическая коалиция» под руководством правоконсервативной партии «Хорватский демократический союз» (ХДС). В частности, эта политическая сила, которую основал Франьо Туджман и которая опирается на его традицию войны за независимость, получила 59 мандатов в 151-местном парламенте Хорватии. А ее главный соперник — коалиция «Хорватия растет» под руководством «Социал-демократической партии» (СДП) — будет иметь 55 мандатов.
Но невзирая на заявление главы правоконсервативной оппозиции Томислава Карамарко о победе на выборах, этой партии далеко до абсолютного большинства. И здесь будет ключевой роль вновь созданной партии «Мост», которая неожиданно получила 19 мандатов. После выборов представители этой партии повторили свое предвыборное обещание — не вступать ни в какие коалиции. Кроме названных выше политических сил, диаспору будут представлять три депутата, а национальные меньшинства — восемь.
Ключевыми вопросами во время выборов были проблема беженцев и высокая безработица, которая достигла 15,4% и является третьей в ЕС после Греции и Испании. Что касается кризиса беженцев, то Хорватия ежедневно тратит $284 тысяч на их перемещение в другие страны ЕС. А в этом году 320 тысяч беженцев пересекли Хорватию. Следовательно, лидер ХДС предложил использовать войска и построить ограждение, чтобы сократить количество беженцев.
«День» обратился к советнику Посольства Украины в Хорватии Юрию ЛЫСЕНКО с просьбой прокомментировать результаты выборов и рассказать, как это может отразиться на позиции этой страны относительно Украины и ее европейских перспектив.
— Специфика заключается в том, что теперь ни одна из основных политических партий Хорватии не сможет самостоятельно сформировать большинство. Таким образом, все решит третья политическая сила — независимый список «Мост», объединяющий людей, которые исповедуют не идеологию, а практический подход. И в настоящее время вся интрига заключается в том, что «Мост» может вступить в коалицию как с СДП, так и с ХДС. Единственное требование «Моста» к возможному партнеру по коалиции — немедленно перейти к реальным реформам. Все 20 лет основные претензии к правительствам — это то, что они медлят с реформами.
— Считается, что главными вопросами на этих выборах были проблема беженцев и безработица. Повлияли ли эти два фактора на результаты выборов?
— Действительно, миграционный кризис тряс Хорватию с сентября. Впрочем, по мнению экспертов, это не повлияло на результате выборов. Правительство во главе с социал-демократами, которое последние два месяца справлялось с этим кризисом, на этом не утратило популярность. Дело в том, что правительству удалось стабилизировать ситуацию с потоком беженцев и наладить их стабильную транспортировку из границы с Сербией до границ со Словакией.
Что касается безработицы, то, действительно, шесть лет страна не могла выйти из экономической рецессии. И это была основная претензия к правительству во главе с социал-демократами. Но в последний год, наконец, началось экономическое оздоровление. И собственно социал-демократы в своей предвыборной кампании делали ударение на том, что нам, наконец, удалось вывести страну из рецессии, которая не делается за один день, и дайте нам еще один мандат, и мы продолжим нашу политику реформ и выведем страну из рецессии. Понятно, что эти шесть лет рецессии повлияли негативно на падение рейтинга социал-демократов в течение последнего года. Правда, во втором полугодии социал-демократы перехватили инициативу и перешли в контрнаступление, аргументировали, что, наконец, мы достигли результатов, значит — наша политика правильная, поддерживайте нас и дальше.
— СМИ сообщают, что венгерский премьер Виктор Орбан публично поддержал лидера ХДС Карамарко как человека, который может защитить Хорватию от «массовой волны мигрантов, которые угрожают стране». Как это было воспринято в Хорватии и помогло ли это партии ХДС?
— Не думаю, что такое заявление каким-то образом повлияло на результаты выборов. У ХДС твердый электорат, у СДП — свой. Эта фраза Орбана не имела никакого влияния. Более того, я не видел, чтобы она обрела широкую огласку в Хорватии.
— Какие выводы нам нужно уже делать из этих выборов, изменится ли политика Хорватии относительно Украины в зависимости от того, какая будет сформирована коалиция: на основе ХДС или СДП?
— Любое правительство будет поддерживать и европейскую интеграцию Украины, и ее борьбу с Россией. Мы в посольстве имеем контакты с одним и другим лагерем. Обе эти ведущие политические силы традиционно поддерживают и европейскую интеграцию Украины, и в будущем ее членство в Евросоюзе. Что касается ситуации с Россией, то Хорватия 20 лет тому назад прошла через такое же: агрессия совершалась практически по такому же сценарию. И из-за этого для хорватов, не только политиков, но и рядовых граждан, аналогии слишком очевидны. Потому симпатии хорватов полностью на нашей стороне.