Как и фирменный знак, имидж страны является неосязаемым фактором, обеспечивающим целый ряд выгод. Он может помочь стране сохранить лицо в международных спорах, оказывать влияние на выбор инвесторов, способствовать привлечению туристов... Одни из первых мест, где этот имидж имеет значение, — это «въездные точки» страны, т.е. консульства и пункты пограничного контроля. Многие украинцы привыкли считать, что имидж их страны является источником неприятностей, и часто так оно и есть. Однако, что касается въездных точек Украины, не все здесь так однозначно.
Поездки во многие страны — просто беда для большинства украинцев. Люди вынуждены стоять в очереди на морозе и покорно выслушивать высокомерные замечания, которые показались бы кошмаром для сотрудников отделов кадров во многих западных странах. В визах часто отказывают без соответствующего объяснения даже после предоставления дополнительной документации (которая официально не нужна). Еще одним негласным условием положительного исхода собеседования для частных заявителей на визу является требование предоставить фотографию, в связи с чем возникает вопрос: зачем это нужно? Только для того, чтобы вызвать чувство угодничества? (Те, у кого хватает смелости обманывать, имеют интернет и фотошоп в своем распоряжении, а честным гражданам просто не по себе.)
Таким же неприятным может быть и пограничный контроль, в чем я лично убедился по пути из Будапешта в Краков в прошлом году. Вскоре после прибытия в Польшу нас остановил пограничный патруль. Неприветливая троица была явно раздосадована, увидев украинский паспорт моей подруги, и начала расспрашивать нас о цели поездки и требовать предъявить визу в Польшу. Невероятно, но факт: нам пришлось объяснять им, что многократная шенгенская виза позволяет многократно въезжать в Шенгенскую зону (куда входит и Польша). Впрочем, это не убедило наших допросчиков, которые продолжали изображать на лице уникальное и забавное сочетание сомнения, растерянности и начальственности. После того, как мы пробыли около получаса в их полицейской машине, пока сопровождающий на автобусе раздражительно угрожал оставить нас на произвол судьбы, и после твердых заверений в том, что «моя подруга обещает покинуть Польшу после пребывания в Кракове», нас наконец «отпустили с предупреждением».
Как и многие другие дорожные происшествия, мы вспоминали этот эпизод с улыбкой, а потом и почти забыли о нем. К сожалению, тысячи украинцев подвергаются подобным унижениям при поездке за границу. Честно говоря, такие истории обычно происходят на захолустных пограничных пунктах — работники более оживленных КПП обычно лучше информированы и более вежливы. Тем не менее, это поразительно контрастирует с тем, что испытывают иностранцы, направляющиеся в противоположном направлении — в Украину: у них могут возникнуть проблемы с получением визы в связи с неоднозначными правилами (хотя только в некоторых случаях частные и туристические визы можно оформить просто), но никак не в связи с персоналом. Полезность «бумажной визы», этого маленького клочка, возможно, вторичной бумаги, весьма сомнительна (в отличие от ее эстетического вида, который не оставляет шансов для снисходительного анализа), но автор этих строк должен признать, что когда он однажды потерял ее, это не привело ни к каким неприятным последствиям.
Такая разница частично объясняется большими и вполне оправданными опасениями западных стран за свою безопасность ввиду возрастающей угрозы терроризма или нелегальной иммиграции. Несомненно, часть вины лежит на гражданах Украины, которые не однажды уличались в визовых махинациях. Но это не отменяет элементарную вежливость, особенно в свете покровительственных нравоучений, которые так любят изрекать многие западные деятели. Считается, что украинцы должны быть кроткими и уважительными, когда они едут на Запад, и подобострастными, когда они принимают иностранцев. Таких двойных стандартов сколько угодно, их легко объяснить, но это не значит, что они правильны. Раз европейские страны подчеркивают важность двухсторонних отношений с Украиной, может, пора начать проявлять уважение и к ее гражданам?
КСТАТИ
Совет министров Европейского Союза разрешил обладателям долгосрочных виз свободно путешествовать по Шенгенской зоне, сообщило УНИАН со ссылкой на пресс-службу Совета ЕС. Согласно решению, обладатели долгосрочных виз (на период свыше трех месяцев) типа D смогут свободно передвигаться по странам-членам Шенгенской зоны, равно как и граждане третьих стран, которые имеют вид на жительство в одной из стран-членов. Новые правила дают возможность путешествовать в течение трех месяцев из каждых шести месяцев пребывания. При этом новые правила регламентируют также и возможность свободного транзита через страны-члены Шенгенской зоны при возвращении обладателей долгосрочных виз домой. Согласно правилам, которые действовали до последнего времени, обладатели долгосрочных виз типа D имели право лишь на транзит при поездке в страну, которая выдала долгосрочную визу, и на пребывание в этой стране. Возвращение домой не могло происходить через третьи страны. Новыми правилами также предусмотрено, что долгосрочные визы не могут выдаваться на период свыше одного года. В случае, если лицо, которое имеет долгосрочную визу, может оставаться на более длительный период, после года пребывания страны-члены будут обязаны предоставить такому лицу вид на жительство. Новые правила также предусматривают необходимость обращения страны-члена, которая собирается предоставить долгосрочную визу, к шенгенской информационной системе для проверки информации относительно лиц, которые обращаются за получением таких виз, с проверкой таких же данных, как и при предоставлении вида на жительство. В состав стран — участниц Шенгенского договора сейчас входят 25 стран-членов ЕС: Австрия, Бельгия, Дания, Чехия, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Латвия, Литва, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Словакия, Словения, Исландия, Норвегия и Швейцария.