В Украине наконец сформировано новое правительство во главе с Юлией Тимошенко, которая в свое время уже была на этом посту. Как оценивают на Востоке и на Западе долговечность фактически вернувшейся к власти «помаранчевой» команды и как это может повлиять на европейскую интеграцию Украины и ее отношение с большим северным соседом — Российской Федерацией? Чего ожидают от нового премьера в Брюсселе и Москве? Об этом в комментариях западных и российских экспертов.
Марек СИВЕЦ, вице-президент Европейского парламента:
— Прежде всего, хорошо, что в этом году было сформировано новое правительство. Действительно, полгода это больше чем достаточно для формирования правительства. Но, следует отметить, что изменение правительства и создание коалиции — не простой процесс. Теперь же есть коалиция, которую построила мадам Тимошенко. Однако это большинство слишком хрупкое, и именно такое большинство получил в 1948 году Аденауэр, который был канцлером Германии в течении 20 лет.
Нового украинского премьер-министра все хорошо знают. Есть люди, которые поддерживают ее, и которые не поддерживают. Надо подождать и услышать, какие приоритеты у Тимошенко. Пока этого я не знаю. Зато я знаю много людей, которые заняли главные позиции в правительстве. С европейской точки зрения, важно, что одним из ее заместителей является Григорий Немыря, который будет заниматься проблемами координации евроатлантической интеграции. Думаю, что это хорошее решение. Немыря знает проблемы, теорию, но первый раз занимает важный пост в правительстве. Думаю, что его будут хорошо принимать в Брюсселе. Другим хорошим выбором является Владимир Огрызко, который имеет большой опыт дипломата. Думаю, что они оба — энтузиаст Немыря и профессионал-дипломат Огрызко — являются хорошей командой для европейских устремлений Украины.
Что касается самой Тимошенко, то, судя по ее предвыборным декларациям, я надеюсь, что она ускорит евроинтеграцию Украины. Мы ожидаем, что будет новый импульс, новая скорость в европейских процессах. С политической точки зрения, очень важно, что в состав этого правительства включен Юрий Луценко, лидер президентской партии, а также Александр Турчинов и Юрий Ехануров.
Я думаю, что реакция Брюсселя на формирование правительства будет позитивной. Все ждали нового правительства и теперь видят, что в его состав входят люди, известные в Брюсселе. Полагаю, что со стороны ЕС прозвучат хорошие приветствия и готовность к сотрудничеству с новыми партнерами.
Тамара ГУЗЕНКОВА, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук:
— Формирование в Украине нового правительства вызывало повышенный интерес. И мы все наблюдали за тем, чем завершится этот этап политического противостояния. У нас мало кто сомневался, что победит Тимошенко, хотя с минимальным перевесом, и на какое-то время установится премьерство Юлии Тимошенко.
Я бы не сказала, что у российского истеблишмента и экспертного сообщества есть какие-то особенно тревожные ожидания или опасения по этому поводу. Тем не менее, в России многие эксперты высказываются в том смысле, что едва ли следует ожидать потепления или разрешения каких-либо серьезных противоречий. Прежде всего, мы обращаем внимание на ее угрозы. А мы видим, что ее предпремьерская речь была достаточно агрессивной и изобилировала различными рода угрозами в адрес политических оппонентов. А вот в отношении России, наоборот, прозвучала смягченная и несколько компромиссная риторика. В глаза бросается то, что новый премьер-министр категорически обещает уничтожить так называемую посредническую структуру в газово-энергетических отношениях между Украиной и Россией — «РосУкрэнерго». Очень многие ожидают, что одним из первых шагов в российском направлении будут попытки урегулировать газово-энергетическую проблематику. Это первостепенная задача, как с жизненной точки зрения, так и c точки зрения наращивания своего авторитета и очков. Будет предпринята атака на российский «Газпром» с целью изменить схему ценообразования в сторону ее понижения. Я думаю, что для этого будут задействованы достаточно мощные интеллектуальные и лоббистко-ресурсные силы нового правительства Тимошенко и тех финансовых и предпринимательских кругов, которые ее окружают.
Я не ожидаю каких-то серьезных прорывных решений в этом отношении и серьезных уступок со стороны России и «Газпрома». Едва ли система отношений складывается таким образом, чтобы устраивать какие-то определенные поблажки и преференции новому правительству.
Я думаю, что энергетическая тематика будет обсуждаться и решаться в течение всего отопительного сезона, до начала весны следующего года. Полагаю, что Юлия Тимошенко будет постепенно налаживать более или менее приемлемый диалог с российским руководством. Мне кажется, что система властных отношений, которая складывается в России, особенно в последнее время, внутренне сродни тем принципам и той идеологии, которую исповедует сама Тимошенко. Она является сторонником достаточно сильной государственной руки, особенно, если эта государственная рука ее собственная. Она является поборником достаточно жесткой исполнительской дисциплины. Здесь есть некие интенции, которые могут связывать Россию и Украину с этой точки зрения. Я не думаю, что Кремль и российское руководство мгновенно распахнут все двери для того, чтобы Юлия Владимировна была вхожа во все кабинеты.
Я думаю, что в ближайшее время будет период притирания, переналаживания отношений с Тимошенко. Потому что Виктор Янукович — это другая система ценностей и отношений с Востоком и Западом. Наверное, на Западе Юлия Тимошенко может гораздо быстрее найти общий язык, чем на Востоке. У нее очень европоориентировано ближайшее руководство, в том числе и внешнеполитическое.
Андрей РЯБОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:
— Мне кажется, что избрание правительства не является поворотной точкой, а ею будут президентские выборы 2009 года. До того, очевидно, может быть много эпизодов. Не исключено, что и это правительство может уйти. Потому что оно очень неустойчивое. Трудно сказать, как будут идти закулисные расклады между тремя ведущими силами. Я думаю, что шансы 50 на 50, Юлия Владимировна укрепится в качестве лидера. С другой стороны имеется боязнь различных украинских элит. На мой взгляд, шансы равны. Либо она сможет их убедить в том, что на сегодняшний день она является самой крупной и влиятельной фигурой, либо боязнь сыграет свою роль и тогда возможны какие-то новые повороты и политические комбинации.
Что касается возможностей развития перспектив двухсторонних отношений, то здесь также ситуация двойственная и неопределенная. С одной стороны, есть жесткая риторика и стремление подчеркнуть необходимость поворота в отношениях между странами и более жесткой линии со стороны Украины. С другой стороны, считается, если новый премьер активно подключится к таким совместным правительственным проектам, то ситуация может измениться. Правда, и в России очень много неясностей в отношении конфигурации будущей власти, несмотря, на, казалось, недавно принятые решения. Кто будет партнером, какие силы, с какими интересами будут у власти после президентских выборов в России — все это находится за полем нашего знания и понимания.
Поэтому, я бы сказал, что двухсторонние отношения вышли на очередную развилку, в рамках которой возможны варианты. Пока нельзя сказать, кто с российской стороны будет реальным партнером Юлии Владимировны.