В ходе Вильнюсской неформальной встречи министров иностранных дел стран-членов НАТО, Украины и России было объявлено о начале так называемого интенсифицированного диалога по вопросам членства в Альянсе между НАТО и Украиной. Несмотря на всю неформальность собрания, не принимавшего никаких документов (но при этом министры встречались, как и на формальных встречах, были в галстуках, делали официальные заявления), встреча зафиксировала первый очень существенный сдвиг самого характера отношений между Украиной и тем, что обычно называют «западным миром». Объявление о начале интенсифицированного диалога на самом деле означало, что с Украиной начинают разговаривать именно как со страной, которая со временем, после проведения ряда реформ достигнет совместимости с определенными стандартами и станет полноценным союзником. Не может стать в перспективе, а именно станет — поскольку, как считают те, кто не первый год занимает должности в штаб-квартире НАТО и хорошо знает кухню выработки и принятия решений, — у обоих сторон отныне назад пути нет. Если Украина продемонстрирует настойчивость и успешность, она станет членом Альянса раньше. Если будут случаться серьезные проблемы, — это произойдет позже. Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Кондолизза Райс в своем комментарии по «украинскому вопросу» сказала буквально следующее: «Если Украина выполнит взятые на себя обязательства, то и НАТО должно будет выполнить свои обязательства перед Украиной». Существует возможность того, что уже в конце года Украине, в случае готовности обеих сторон на тот момент, могут предложить присоединение к Плану действий по членству (Membership Action Plan). Эта возможность далеко не стопроцентная, консенсус по этому вопросу еще не выработан. Однако начался совершенно конкретный разговор — с предсказуемым результатом, но с огромной ответственностью. Сегодня можно констатировать, что Украина теоретически может повторить путь, по которому уже прошли Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, балтийские страны: сначала подготовиться ко вступлению в НАТО, одновременно подготовиться к переговорам о вступлении в Европейский Союз. Теоретически — поскольку эти страны вступали в совсем другое НАТО, и атмосфера их отношений с ЕС кардинально отличалась от позиции руководства стран-членов ЕС в отношении Украины. Во всяком случае, можно с уверенностью говорить о первом конкретном ответе «западного сообщества» на изменения в Украине.
В этой ситуации новостью выглядело заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова: он несколько раз повторил, что суверенное право каждой страны — выбирать себе интеграционные направления, страны-партнеров, с кем и как дружить, — в том числе и Украины. Именно накануне Вильнюсской встречи глава МИД России заявлял о нежелательности вступления в НАТО «некоторых стран СНГ», под чем, как предполагают в Киеве, подразумевалась прежде всего Украина. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк назвал Лаврова «другом и коллегой», договорился обмениваться с ним взглядами на европейскую и евроатлантическую безопасность и говорил, что в НАТО существует убеждение в том, что базирование на украинской территории Черноморского флота России не является препятствием для развития отношений между Украиной и Альянсом, зато это является проблемой украинско-российских двухсторонних отношений.
Насколько можно было понять, как и раньше, позиции стран «старой» и «новой» Европы совпадали между собой не всегда: министр Тарасюк заявлял, что предложение для Украины было компромиссным, министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд сказал «Дню», что, по его мнению, Франция «видит мир через призму старой геополитической формулы — Russia first». Во всяком случае, акцент на том, что Украина должна сохранить добрые отношения с Россией, делался, и очевидно, будет делаться всегда.
Комментаторы (министры, дипломаты, чиновники) единогласно отмечали, что решение вильнюсской встречи является прорывом (некоторые довольно влиятельные чиновники считают, что если бы полгода назад речь шла о предложении начала «интенсифицированного диалога» с Украиной, то это бы воспринималось в лучшем случае как анекдот). Атмосфера на встрече была действительно дружеской, говорили «Дню» ее участники.
О сроках не говорит никто. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, сравнивавший Украину с водителем автомобиля, который движется по дороге, а НАТО — с помощью в заправке этого автомобиля, честно сказал: «Не знаю». Министр Тарасюк считает, что о сроках вступления Украины говорить невозможно, но о сроках проведения всех необходимых для этого реформ — можно. По его мнению, реально можно говорить о трех годах, до 2008-го. Представители НАТО больше склонны допускать, что 2010-й звучит более похоже на правду. Заместитель министра обороны Леонид Поляков сказал «Дню», что на самом деле реформы, благодаря которым Украина сама может стать демократическим правовым государством и которые могут продвинуть ее партнерство с ведущими демократическими государствами, уже начаты.
Цели, которых Украине необходимо достичь, сформулированы в новом документе, подписанном в Вильнюсе. Он называется «Укрепление сотрудничества Украина — НАТО: краткосрочные меры». На самом деле в нем перечислено все то, о чем говорилось уже давно: усиление демократических институций в Украине, где среди прочего должна предоставляться информация о состоянии свободы прессы, избирательной реформы, судебной реформы, должен быть полностью выполнен План действий, принятый в Праге, возобновлен политический диалог (и здесь указывается на необходимость диалога по урегулированию замороженных конфликтов, например, в Приднестровье). Документ требует тесного сотрудничества в проведении реформы сфер обороны и безопасности, преодолении негативного восприятия НАТО во всех регионах Украины. Один из интересных пунктов этого документа касается поддержки НАТО в преодолении возможных социально-экономических последствий оборонной реформы, и в этом контексте — предоставление экспертных советов для военно-промышленного комплекса в его адаптации к новым рыночным реалиям, конверсии, интеграции в евроатлантические рынки. Это не решение проблем, говорили «Дню» представители НАТО, но это может быть очень существенной помощью. Министр Тарасюк считает, что информационная работа в этом направлении — один из главных приоритетов украинского руководства. Это уже неплохой признак: ведь недавно создавалось впечатление, что политика ведущих украинских СМИ полностью противоречит объявленным приоритетам внешней политики государства. И сегодня в НАТО все еще говорят о том, что не могут до конца понять, в частности, позицию премьер-министра Тимошенко.
Никто особенно не скрывал, что причиной изменений, которые действительно могут очень быстро привести к прорывам, является изменение самой ситуации в Украине, точнее — ожидания от нового руководства государства. Эти ожидания так же могут смениться разочарованиями, но могут и быть основой для большей уверенности руководителей Украины в позициях страны на переговорах.
Уже сейчас говорится: для того, чтобы получить следующий ответ, Украина должна взять на себя определенные обязательства (одним из них и является активное участие в урегулировании приднестровского кризиса). Вряд ли было совпадением то, что сразу после вильнюсской встречи президент Ющенко обнародовал в Кишиневе украинский план урегулирования.
Вильнюсская встреча также продемонстрировала, что задумка «в ЕС без НАТО», над которой работала украинская дипломатия, уже утратила актуальность, а вообще интеграционные вопросы становятся проблемами внутренней политики. Причем, как отмечают в НАТО, подсказать там могут, но сделать за Украину — нет. Таким образом, сделан только первый шаг.
КОММЕНТАРИЙ
Адам РОТФЕЛЬД, министр иностранных дел Польши:
— Что касается Украины, то все поддержали изменения в Украине, которые имели фундаментальный характер, мирный характер, и которые не приводят к дестабилизации ситуации в мире. Все, хотя и разным образом, говорили Украине, что только от нее зависит, какой будет позиция, войдет ли она в Альянс или нет.
Главная разница между Украиной и Польшей заключается в том, что большинство в украинском обществе не поддерживает вступление в НАТО. Многие украинцы хотят вступления в Европейский Союз, но меньший процент украинцев поддерживает вступление в НАТО. Почему сложилась такая ситуация, — это уже другая проблема. Но в Украине нет какого-то общего стремления. Однако представляется, что с точки зрения украинских элит вступление в Альянс укрепит их позиции.
Перед заседанием комиссии Украина — НАТО прошло заседание Вышеградской группы на тему того, как Вышеградская группа может поддержать стремления украинского руководства. Мы обещали сделать все возможное для поддержки приближения Украины к Европейскому Союзу, и сейчас мы остановились на том, как поделиться своим опытом и своими советами в том, что касается вступления в евроатлантические структуры.
— Правда ли, что Франция больше всего противится такому украинскому сближению с НАТО?
— Я бы не драматизировал ситуацию. Возможно, Франция видит мир сквозь призму традиционных геополитических представлений. Есть такая формула, которая сегодня уже изменена и которая звучит как Russia first. Увидим, как это будет дальше, но сейчас это уже не имеет такого значения. Тем более, что Россия, например, сейчас подписала соглашение о статусе войск, участвующих в программе «Партнерство во имя мира». Это — институционный шаг, который «размонтирует» старые негативные стереотипы в России относительно НАТО как агрессивного блока, делает возможным совместные учения России с НАТО, и со временем это перенесется и на общество.
Вступление Украины в НАТО — это не дело сегодняшнего дня. Этот вопрос может возникнуть, например, в декабре, когда Украина подготовит программу, которая сделает возможным открытие для нее Плана действий по членству (Membership Action Plan).
Украина может сыграть важную роль в урегулировании конфликтов, например, в Приднестровье. И не только потому, что она сосед Приднестровья, она могла бы применить инструменты, которые очень сильно облегчили бы урегулирование. Существует убеждение, что этот регион представляет собой огромную «черную дыру», через которую уплывают огромные грязные деньги, там есть незаконная торговля наркотиками, торговля оружием и другие виды подобной незаконной деятельности. Если бы Украина это трактовала как чрезвычайно важную тему и показала свою готовность, то это бы очень пригодилось для общеевропейского дела.