В Ираке идет обработка бюллетеней, поданных избирателями в ходе прошедших в четверг парламентских выборов. Многие наблюдатели называют их поворотным пунктом в переходе страны к самостоятельной жизни, отмечая высокую явку. Новая национальная ассамблея будет работать полный четырехлетний срок. Результаты голосования станут известны в лучшем случае через две недели; вскоре после этого, как ожидается, будет сформировано первое после войны постоянное правительство. Группировки суннитских националистов сами призвали своих сторонников принять участие в выборах, чтобы не допустить доминирования в будущем правительстве шиитов и курдов. Группировка «Аль-Каида в Ираке» объявила избирательный процесс промыслом сатаны и пригрозила всем, кто примет в нем участие. Кое-где в день выборов имели место столкновения и перестрелки, в том числе с использованием минометов, однако в целом день прошел достаточно спокойно. Выборы сопровождались жесткими мерами безопасности. Около 150 тысяч иракских солдат и полицейских были размещены по всей стране; их поддерживали американские военные. Границы и аэропорты в день голосования были закрыты.
Как долго продлится крупное развертывание американских войск в Ираке? Сегодня это является главным вопросом второго президентского срока Джорджа Буша. До недавнего времени администрация Буша отвечала на него уклончивой фразой: «Столько, сколько потребуется, и ни на день дольше». Но не сейчас.
Лед тронулся 17-го ноября, когда член палаты представителей, конгрессмен от демократов, сторонник жесткого курса и ветеран морской пехоты Джон Мурта предложил вывести войска из Ирака в течение шести месяцев. Вскоре после этого контролируемый республиканцами Сенат проголосовал за «значительный переход к полному суверенитету Ирака в 2006 году». После первоначального сопротивления Буш начал менять свою позицию, заявляя, что сокращение численности войск в Ираке произойдет раньше, чем изначально предполагалось.
В Америке наблюдается резкое падение общественной поддержки политики Буша в отношении Ирака. 54% американцев говорят сегодня, что направление войск в Ирак было ошибкой, по сравнению с 24% в начале войны в марте 2003 года. Частично это отражает рост потерь в Ираке — количество погибших американских солдат уже превысило 2100 человек.
Но это отражает и растущую веру в то, что война не приносит желаемых результатов. Как недавно отметил Питер Фивер — профессор Дьюкского университета и эксперт в области общественного мнения, являющийся в настоящее время советником Белого дома — американцы терпимо относятся к потерям, когда верят, что война является обоснованной и существуют реальные перспективы успеха. Но сегодня американские граждане сомневаются как в первом, так и во втором. Администрация расплачивается за переоценку причин войны и допущенные ошибки в период оккупации после вторжения. Неудивительно, что в своих речах Буш подчеркивает, что у него есть «стратегия победы».
Но если «победой» будет и дальше считаться установление стабильной демократии в Ираке, маловероятно, что у Буша будет достаточно времени для осуществления своей стратегии. В сентябре генерал Джордж Кейси — командующий американскими войсками в Ираке — свидетельствовал перед Конгрессом, что современные повстанческие движения продолжаются около десяти лет и что иракская армия имеет только один батальон, способный сражаться без помощи американских сил. Месяц спустя влиятельный Международный институт стратегических исследований в Лондоне пришел к заключению, что вывод американских войск в следующем году является маловероятным и что на создание в Ираке 300-тысячной армии, необходимой, чтобы самостоятельно бороться с мятежниками, потребуется по меньшей мере пять лет.
Но, учитывая, что выборы в Конгресс должны состояться в 2006 году, а выборы президента США в 2008-м, пять лет являются слишком долгим сроком. Более реалистичным кажется то, что на осуществление своей стратегии у республиканской администрации будет от 18 месяцев до двух лет.
В то же самое время среди демократов также нет единого мнения. Некоторые, как Джон Мурта и Нэнси Пелоси — лидер меньшинства в палате представителей, хотят быстрого вывода войск, тогда как другие, как, например, сенатор Джозеф Биден, выступают против установления жесткого графика, но предсказывают вывод 50 тысяч войск в 2006 году и большей части оставшихся ста тысяч в 2007 году. Те из нас, кто считает, что вторжение в Ирак было ошибкой и что виной этому является высокомерие Буша и его неспособность адекватно спланировать действия в послевоенный период, находятся перед дилеммой: если Америка выведет свои войска слишком поспешно, это может только усугубить допущенные ошибки.
Ирак — это не Вьетнам, где за уходом американцев последовала стабильность, установленная авторитарным правительством. В Ираке существует опасность того, что вывод войск приведет к гражданской войне и хаосу — идеальным условиям для деятельности террористов. Ирак отличается от Вьетнама еще и тем, что в отличие от северных вьетнамцев мятежникам-суннитам будет сложно захватить власть в стране, где они составляют только 20% населения. Действительно, учитывая, что арабы-шииты и курды составляют 80% населения, повстанческое движение сосредоточено всего на четырех из 18 провинций Ирака.
Положение Америки усложняется тем, что она является как частью проблемы, так и частью ее решения. До тех пор пока большое количество американских войск находится в стране в качестве оккупационной силы, они являются идеальным орудием вербовки для мятежников. Как показал в своем исследовании политолог Роберт Пейп, сопротивление иностранной оккупации является основным стимулом для террористов-самоубийц. Но если американские войска покинут Ирак слишком быстро, избранное народом иракское правительство может оказаться не в состоянии совладать с мятежниками, что направит Ирак по пути Ливана в 1980-е или Афганистана в 1990-е годы. Если Буш объявит о намерении вывести войска в недалеком будущем, это также может поощрить мятежников переждать это время. Однако, если он не даст однозначно понять, что американские войска покинут Ирак в скором будущем, он только усилит впечатление имперской оккупации. Решением этой дилеммы может быть поиск компромисса на месте, включая вовлечение суннитов в политический процесс и ускорение обучения иракцев тому, чтобы обеспечивать собственную безопасность. Но даже в этом случае успех не гарантирован.
Одна ошибка уже налицо: мечта неоконсерваторов создать военного союзника, который мог бы послужить долгосрочной базой для американских войск в кампании трансформации и демократизации Ближнего Востока. В результате трех выборов иракское правительство, в котором доминируют шииты, приобрело некоторую степень легитимности, но без чувства сообщества и эффективных институтов выборы просто создают тиранию большинства. Это может быть лучше, чем тирания меньшинства Саддама Хусейна, но это вряд ли можно назвать современной демократией.
Буш сравнивает свою цель в Ираке с демократизацией Японии после Второй мировой войны. Но Япония была полностью побежденной, этнически однородной страной, в которой не было мятежников, крупного среднего класса и предыдущего опыта политической свободы. И даже в этих обстоятельствах для достижения успеха потребовалось семь лет.
Буш должен распланировать следующие два года таким образом, чтобы дать иракскому правительству как можно лучший шанс проявить себя до ухода американцев, подчеркивая при этом, что впоследствии иракцы сами будут нести ответственность за собственную безопасность и политическое спасение.
Джозеф С. НАЙ — профессор Школы управления им. Кеннеди при Гарвардском университете.
P.S. Как известно, завершающий этап вывода украинского миротворческого контингента из Ирака начнется 20 декабря.