Похоже, что борьба с «Исламским государством», базирующимся в Сирии, приобретает новую ирано-российскую окраску. Ярким подтверждением этого стало использование 16 августа российскими ВВС военной базы в Иране для осуществления вылетов с целью осуществления авиаударов в Сирии. Это был первый случай, когда бомбардировщики российских военно-воздушных в рейд на Сирию отправились из иранской базы в городе Хамадан. До сих пор их фронтовые бомбардировщики стартовали из базы в самой Сирии, а стратегическая авиация — поднималась в воздух из России.
В российском Минобороны заверили, что самолеты наносили авиаудары по объектам террористических группировок «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра» («Джебхат фатах аш-Шам») в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб.
В тот же день секретарь Совета национальной безопасности страны Али Шамхани в интервью иранскому информагентству IRNA заявил, что Иран готов предоставить в распоряжении России весь свой военно-производственный потенциал и военные объекты. По его словам, сотрудничество его страны с Россией в сфере борьбы с терроризмом имеет стратегический характер.
Между тем официальный представитель Госдепа США Марк Тонер заявил, что использование Россией военной базы в Иране для нанесения ударов по позициям террористов «Исламского государства» может противоречить резолюции №2231 Совета Безопасности ООН. Он также отметил, что США продолжают изучать информацию о базе Хамадан, заявив, что сам факт использования ее Россией «вызывает огорчение, но не удивление».
«РФ СТАНОВИТСЯ В СИРИИ НАЕМНИКОМ, КОТОРЫЙ И ТАК СЕБЕ ДОСТАТОЧНО ИСПОРТИЛ РЕПУТАЦИЮ»
Владимир КУШНИРЕНКО, директор Центра комплексных исследований глобальных мегатенденций имени Аль-Газали, Киев:
— В данном случае американцы должны четко зафиксировать, есть ли запрет на получение оружия, исходя из санкционного списка. И тем более — точно ли прописан там запрет на использование иранских аэродромов. И, во-вторых, сейчас возникла ситуация, когда США и РФ ныне являются союзниками по борьбе с терроризмом в Сирии. И я очень сомневаюсь, что Россия делала что-то, не согласовав с Соединенными Штатами. Они находятся в разной весовой категории. Несмотря на агрессивность РФ, это уже не страна-мировой лидер, по меньшей мере она дотягивает до регионального лидера. И потому мне кажется, что такие действия России относительно нанесения воздушных ударов с иранских аэродромов не были самовольными. Этот вопрос был предварительно проработан, и Соединенные Штаты, имея мощную разведку, знали, что это готовится. И политическое заявление, которое сейчас прозвучало со стороны госдепартамента, что США огорчены фактом использования Россией военной базы в Иране, это не обвинение. Это просто определенная реакция дипломатической службы на действия РФ.
В целом я вижу новую модель того, что происходит на Ближнем Востоке, в частности — привлечение в интересной форме Ирана. И это при том, что эта Исламская республика довольно плотно включена в эти процессы. И заявление Али Шамхани возникло не на пустом месте. Конечно, у Ирана большие интересы в Сирии, он ищет союзников и возможные временные и долгосрочные союзы. А РФ сейчас используют по полной программе. Она все бомбит, вводит войска. Если сравнить участие других стран в антиИГИЛосвкой коалиции, то больше всего упоминаний о неправильных действиях, нарушениях, насилии касается именно России. И мне кажется, что РФ становится у Сирии наемником, который и так себе достаточно испортил репутацию.