Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иранский маневр

К чему приведет давление США и уговаривание ЕС после ультиматума Тегерана по поводу выхода из ядерного соглашения?
14 мая, 2019 - 18:32
ФОТО РЕЙТЕР

13 мая, Госсекретарь США Майк Помпео, который в этот день должен был прибыть в Москву с первым визитом на должности, неожиданно резко изменил планы, приземлившись в Брюсселе. Более неотложной темой для главного дипломата США стала ситуация вокруг Ирана, который на днях сообщил о планах «постепенно уменьшить свои обязательства» в соответствии с Общим всеобъемлющим планом действий. Тегеран дал подписантам 60 дней на то, чтобы они выполнили свои обещания и защитили иранский банковский и нефтяной сектор от санкций США. Напомним, что так называемое ядерное соглашение было подписано в Вене 14 июля 2015 года между Ираном, пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН — Великобританией, Китаем, США, Россией, Францией — и ЕС. Документ ставит цель  добровольное ограничение Ираном своей ядерной программы в обмен на послабление экономических санкций. Впрочем, президент США Дональд Трамп, который пришел к власти в 2017 году, назвал соглашение «катастрофой» и в мае прошлого года объявил о выходе из нее Вашингтона и возобновлении санкций относительно Ирана.

Следовательно, Помпео встретился с министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии Джереми Хантом, Жан-Ивом Лэ Дрианом и Гайко Маасом, верховной представительницей ЕС по внешней и политике безопасности Федерикой Могерини, генсеком НАТО Енсом Столтенбергом. Как отметил спецпредставитель Госдепа относительно Ирана Браян Фук, Помпео «хотел поделиться некоторыми деталями вне тех, что мы заявляем публично», а также рассказал об угрозах, которые поступают от Ирана, пишет Reuters. Однако изменить позицию европейских партнеров ему таки не удалось: они, хотя и отбросили «ультиматум» Тегерана, впрочем, как и раньше, но настаивают на соблюдении условий договоренности.

13 МАЯ 2019 ГОДА. БРЮССЕЛЬ. ГОССЕКРЕТАРЬ США МАЙК ПОМПЕО ПРОВЕЛ ДВУХСТРОННИЕ ВСТРЕЧИ С ГЛАВАМИ МИД ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ, ОБГОВОРИВ СИТУАЦИЮ ВОКРУГ ИРАНА. НА ФОТО: МАЙК ПОМПЕО ВМЕСТЕ С ГЛАВОЙ МИД СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ДЖЕРЕМИ ХАНТОМ / ФОТО РЕЙТЕР

Как отмечает издание Politico, в целом во время встречи европейские министры не скрывали своих опасений, что стратегия США относительно Ирана несет серьезные риски. Федерика Могерини отметила важность сохранения диалога, в том числе с Ираном, прибавив, что наиболее ответственным подходом будет «максимум сдержанности и избежание любой эскалации в военном плане», передает CNN. «Как я сказал коллегам из США, Франции и Германии, у нас есть серьезные опасения относительно возможности эскалации. Ядерное соглашение имеет решающее значение, во избежание распространения наиболее опасного оружия в наиболее нестабильной части мира — Иран должен придерживаться всех своих обязательств», — написал в Twitter после встречи глава британского МИД Джереми Хант.

Однако, очевидно, что и европейцам не удалось повлиять на позиции Вашингтона. Как пишет The New York Times, исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шанахан на прошлой неделе представил советникам президента США обновленный военный план, который предусматривает отправление 120 тыс. солдат на Ближний Восток, если Иран атакует американские войска или ускорит работу над производством ядерного оружия. Кроме того, к Персидскому заливу приближаются американские корабли USS Abraham Lincoln и USS Arlington. Также правительство одобрило развертывание на Ближнем Востоке еще одной системы противоракетной обороны Patriot, сообщает Aljazeera. Еще раньше на американскую базу в Катаре прибыла оперативная группа бомбардировщиков, включительно с самолетами B-52.

В то же время на прошлой неделе глава Белого дома внедрил санкции против металлургического и горнодобывающего сектора иранской экономики. К тому же, с ноября прошлого года действуют санкции против нефтяной отрасли Ирана, которые считаются самыми жесткими в истории. С начала мая они действуют без исключений для любых государств.

В ответ на эти действия Иран пригрозил ударом по силам США в Персидском заливе. Один из командующих «Корпуса часовых Исламской революции» Амирали Хаджизаде сказал, что раньше американское присутствие в заливе было для них «серьезной угрозой», но теперь представляет собой «возможность», передает информагентство ISNA. А иранский президент Рухани призвал политсилы к единству. «Давление со стороны врагов является войной, беспрецедентной в истории нашей Исламской революции... но я не впадаю в отчаяние и очень надеюсь на будущее и считаю, что мы можем пройти мимо этих сложных условий, если будем едиными», — заявил он.

«БЛИЖНИЙ ВОСТОК ОПЯТЬ ВХОДИТ В ПЕРИОД СЕРЬЕЗНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

«День» обратился к эксперту с просьбой объяснить, что стоит за решением Ирана отказаться от выполнения ядерного соглашения и чем угрожает эскалация ситуации на Ближнем Востоке.

Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины:

— Последние шаги Ирана свидетельствуют о том, что в этой стране значительно обострилась внутренняя ситуация. Что бы там не говорили, но американские санкции дают свои результаты. Правительство Ирана пытается перевести всю ответственность и внимание на внешнего врага. Им очень нужно в настоящее время чрезвычайно обострить ситуацию в отношениях с Соединенными Штатами, чтобы отвлечь своих граждан от тех проблем, с которыми они сейчас столкнулись в стране.

Конечно, ситуация чрезвычайно сложная и опасная. Сохраняются разные подходы США и ЕС к ней. Брюссель говорит, что они с Вашингтоном имеют одинаковые цели — выступают за то, чтобы Иран прекратил свою экспансионистскую политику на Ближнем Востоке, особенно в зоне Залива, где сосредоточены главные транспортные артерии, например через Ормузский пролив, которым поставляются большие объемы нефти. Но они не разделяют позицию американцев относительно «завинчивания гаек», выступают за то, что нужно сохранить соглашение, которое было подготовлено и принято в июле 2015 года, потому что оно стало международным, прошло через принятие Совета Безопасности ООН. По мнению европейцев, его не нужно разрушать.

В то же время американцы пытаются действовать чрезвычайно решительно и не исключают, что могут направить 120 тыс. военных  в зону около конфликта для того, чтобы противостоять Ирану.

В то же время очень серьезной является ситуация вокруг ближневосточного мирного процесса, когда с месяца в месяц откладывается предание огласке так называемого «соглашения века», которое разработали в команде Дональда Трампа. Даже американские аналитики указывают, что этот план (насколько отдельные детали появляются в прессе и комментариях), фактически, означает условия капитуляции палестинцев и отказ от двухгосударственного способа решения израильско-палестинского конфликта. Это тоже может привести к крайне опасной ситуации в ближневосточном регионе. Все это очень взаимоувязываемо, и Ближний Восток опять входит в период очень серьезной неопределенности и опасности — как относительно иранского, так и палестино-израильского вопроса.

Думаю, что в настоящее время нужна очень взвешенная позиция трансатлантического сообщества. Американцы и иранцы любят «стучать дверями», запугивать друг друга, но, думаю, здравый смысл должен победить, и все-таки будет найдено компромиссное решение этой чрезвычайной ситуации, в которую в настоящее время вступил ближневосточный регион, особенно в связи с Ираном и его ядерной программой.

Как стоит вести себя Украине в этой ситуации?

— Украине нужна чрезвычайная осторожность. В конце 90-х — в начале 2000-х годов у нас несколько раз были неприятности, когда некоторые наши так называемые «дельцы» от военно-промышленного комплекса пытались, например, поставлять в Иран крылатые ракеты вопреки международным правилам, законам и национальным интересам Украины. Был серьезный международный скандал и расследование этого дела. Поэтому нам очень важно быть взвешенными относительно нашего формата торгово-экономического сотрудничества с Ираном, чтобы не попасть в какой-то новый «кольчужный скандал» или что-то подобное, связанное с нелегальными военными поставками в Иран.

А на внутреннем фронте нужно очень осторожно относиться к мусульманскому сообществу (умме) в Украине. Обострение отношений между шиитским Ираном и суннитскими странами Залива может негативно отразиться на отношениях внутри украинской мусульманской уммы. Потому что там также есть и сунниты, и шииты. Нужно сохранить спокойствие и взаимопонимание между главными мусульманскими сообществами Украины.

Кстати, сильным был шаг новоизбранного президента Владимира Зеленского, который несколько недель назад встретился с руководством наиболее патриотически настроенных мусульманских объединений, муфтием Духовного управления мусульман Украины (Умма) Саидом Исмагиловым и муфтием Духовного управления мусульман Крыма Айдером Рустемовым. Думаю, что эта встреча в значительной мере будет способствовать тому, что будет оставаться спокойствие и понимание среди мусульман Украины, а те конфликты, которые происходят вне пределов Украины, в частности на Ближнем Востоке и имеют в том числе религиозную составляющую, не достигнут наших границ.

Наталья ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ