Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Испания: победный марш под флагом либерализации

7 сентября, 2000 - 00:00

Espana va bien (у Испании дела идут хорошо). Эту фразу можно сейчас услышать часто. Тому и следует быть. Ведь Испания не испытывала подобного стремительного развития и не «чувствовала себя» так уверенно со времен своего Века Открытий. Обходясь без удалых конкистадоров, сегодня испанские компании исследуют мир в поисках новых возможностей. Начиная с BSCH и BBVA в банковской сфере, Respol-YPF, Enрesa, Iberdrola в энергетике, и Telefonica в сфере телекомуникаций, Испанские компании отобрали первенство у США в размещении инвестиций в Латинской Америке. Благодаря этой активности Мадрид вновь в «игре», и не только как сила на мировом рынке, но также в дипломатии.

Либерализация, сопровождаемая экономическим ростом, явилась движущей силой в процессе трансконтинентального расширения. На протяжении последних четырех л ет темп роста экономики Испании держался на отметке 3% и к настоящему моменту достиг 4%. За время роста дефицит бюджета был сокращен в пять раз и сейчас составляет около 1% от ВНП; уровень безработицы упал с 23% до 15%. Не случайно, что устойчивый подъем пробудил инфляцию, которая сейчас на уровне, соответствующем допустимому (согласно нормам Европейского Центрального Банка). Тем не менее, Испанцы, осознавая тот факт, что страна уже давно не имела подобных показателей, недавно вновь выбрали главой правительства Хосе Мария Аснара — учредив независимость для большинства парламентариев от партнеров по коалиции и от мандата — с намерением модернизировать Испанию далее.

Испанский путь к либерализации выглядит более похожим на либеральную британскую модель, но никак не на модель, типичную для Франции, что было традиционным в Испании. За предыдущий период правления премьера Аснара его Народная партия приватизировала большую часть государственного сектора. Новое правительство обещает консолидировать усилия, направленные на уменьшение государственного дефицита и понижение безработицы. Правительство также обещает сократить налог на прибыль, преобразовать систему социального страхования и понизить затраты на сокращение занятости. Eще одна задача, поставленная перед правительством — это внедрение реальной конкуренции в сферах энергетики и телекоммуникаций, сферах, которых едва коснулся процесс приватизации.

Программа Аснара как умна, так и амбициозна. Но будет ли правительство, приложившее огромные усилия для того, чтобы придти к консенсусу в отношении проводимых реформ, способным решить ряд непредвиденных задач, скрытых из виду благоприятными тенденциями в экономике и сдерживанием роста зарплат?

Как и правительство Тэтчер в Британии в свое время, команда Аснара допустила одну серьезную ошибку. В ходе приватизации, во всяком случае на первом этапе, была сохранена и укреплена старая олигополистическая структура рынка. Это привело к нарушению процесса конкуренции. Урок, который получило правительство, состоит в том, что крупные приватизированные компании, не вовлеченные в реальный мир конкурентного рынка, концентрируют неоправданную по своим масштабам власть.

В недавно обнародованной программе либерализации правительство ясно дает понять, тем самым признавая свои прошлые ошибки в приватизационном процессе, что в крестовом походе против монополизации в сферах нефти, газа и телекоммуникаций перевес власти будет на его стороне. Телеком, к примеру, будет «открыт» для конкуренции на региональном уровне уже в январе 2001 года. Взаимное размещение акций — выгодный инструмент власти монополий — так же будет существенно ограничено в этих сферах.

Создание мощной конкуренции — задача первостепенной важности. Испания должна развиваться быстрее, чем окружающие ее европейские соседи, и не может позволить себе перенимать отжившие методы, по-прежнему приемлемые на континенте. Чтобы достичь континентального уровня благосостояния, Испания должна решительно действовать в следующих четырех основных направлениях:

— Руководящие структуры и органы, курирующие развитие конкуренции должны стать формально и материально независимыми от государственного контроля. Такого рода современная система руководства будет способствовать укреплению интернациональной роли Испании. Ведь только активная конкуренция на международном уровне сделает испанские компании достаточно гибкими, что послужит залогом успеха на полном риска современном рынке.

— Из-за того, что вмешательство политиков ослабляет конкурентную способность компаний, правительство обязано отказаться от контроля инфляции и корпоративной деятельности. Ни для кого не был выгодным недавний конфликт между правительством и Теlefonica, который в конечном итоге повлек за собой уход Хуана Вильялонга с поста главы компании. Этот диспут не только помешал объединению — к которому, по всей видимости, рынок был вполне готов — с голландской фирмой KPN, это также поставило Комиссию по Безопасности и Обмену, в свою очередь выполнявшую функцию брокера между правительством и влиятельным боссом, в невыгодное положение.

— Испания должна определиться с необходимостью вносить свой вклад в современный глобальный инновационный процесс. Без инвестиций в исследования и развитие (R&D) разрыв между Испанией и лидирующими странами мира будет расти. Правительство обещает повысить затраты на R&D с 1% ВНП до 2% к 2004 году. Но даже это может не привести к желаемому результату. Вопрос не в увеличении финансирования, но в изменении подхода к организации исследований. Творчество и профессионализм должны вознаграждаться в соответствии с международными стандартами.

— Для поддержания роста, состояние социальной сферы — в основном пенсионного обеспечения и здравоохранения — должно быть реструктуризировано с целью повышения эффективности и содействия справедливости. Однако правительством Аснара планируются лишь изменения в затратах на здравоохранение, а не в фундаментальных структурах всеобщего благосостояния. Более того, либерализация рынка труда должна проходить параллельно с этим и реформами. Без улучшений в данной сфере не будет в полной мере извлечена польза из коммерческой конкуренции. Государственный административный сектор так же подлежит перестройке — необходимо поощрять продуктивность и качество труда в противовес рабочему стажу и раздутым кадрам.

Даже если премьеру Аснару удастся провести все его смелые реформы, правительственная программа может потерять свой потенциал, если местные политические силы не будут достаточно смелы в своих действиях. Необходимы неординарные решения чтобы привести неспокойные регионы, в частности Каталонию и Страну Басков, в согласие с центральною властью и остальной Испанией. Участие Каталонии в проекте модернизации Испании было бы гарантировано, если бы Барселона получила статус «второй столицы» Испании.

Савьер ВИВ, директор Института экономических исследований (CSIC, Барселона). Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ