Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Испытание алией,

или Об особенностях адаптации в Израиле
18 мая, 2010 - 20:25
ПАТРИОТАМИ В ИЗРАИЛЕ СТАЮТ БЫСТРО. СПОСОБСТВУЕТ ЭТОМУ ПОСТОЯННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА В АРМИИ. ПОСЛЕДНЯЯ, КРОМЕ СВОЕЙ ПРЯМОЙ ФУНКЦИИ, ИСПОЛНЯЕТ РОЛЬ ИНТЕГРАТОРА ОБЩЕСТВА / ФОТО МЫКОЛЫ СИРУКА / «День»

Здесь никто никому ничего не должен. Если кто-то считает иначе, то очень сложно приспосабливается к новым обстоятельствам. Эти слова принадлежат водителю маршрутки, который четыре года назад переехал в Израиль из Закарпатья. Мнение оказалось очень распространенным, по крайней мере, его подтвердили все мои собеседники в Израиле, кого бы ни спрашивал об их жизни после переезда. Речь идет об адаптации в стране, которая стала плавильным котлом для выходцев со всего мира. Значительная часть из них — наши бывшие сограждане.

Впрочем, отдельной общины выходцев из Украины в Израиле как языково-культурного явления не существует, за почти месяц своего пребывания в стране мне только раз посчастливилось услышать украинский язык в магазине, да и то суржик. Вместе с тем долго не пришлось искать контактов с Ассоциацией содействия развитию и сотрудничеству «Израиль — Украина и другие страны СНГ». Как понятно из названия, она стремится работать не только с нашим государством. Основная цель Ассоциации — развитие и укрепление экономических связей и делового сотрудничества между компаниями, организациями и предприятиями Израиля и стран СНГ. Среди последних примеров деятельности — предложение о внедрении некоторых новых технологий в растениеводстве для сельскохозяйственных предприятий Автономной Республики Крым. Есть среди приоритетов и развитие образования, и науки, но, очевидно, речь идет не о просветительском обществе.

В то же время все эмигранты в Израиле делятся на несколько групп: русские, бухарские (из Средней Азии), эфиопы... Именно они образуют неформальные объединения по языково-культурным признакам, внутри которых могут существовать и довольно интересные особенности. Так, скажем, мои собеседники, выходцы из России, с одобрением отозвались об уровне сплоченности и прочности родственных связей уроженцев Украины и Беларуси. И тут же отметили, что вообще-то здесь каждый сам за себя, решает свои проблемы самостоятельно.

Ключевая из них для алии — работа. Если вы ее нашли — будьте уверены, другие вопросы удастся решить. Израиль построен по классическим канонам конкурентной среды. Уровень образования его граждан — один из самых высоких в мире. Соответственно — степень конкуренции между ними тоже. Кем ты был у себя на родине — в Израиле, в целом, значения не имеет. Здесь жизнь стартует с новой отметки, надо находить свое место в социальной структуре.

Получить работу стоит немалых усилий. Для этого, прежде всего, новый гражданин Израиля должен выучить непривычный язык. Есть специальные государственные языковые курсы. И у каждого выходит по-разному: кому-то нужно два месяца, кому-то два года, а кто вообще не выучит, только отдельные слова. Говорят, что повезло переселенцам 70-х гг., — тогда в Израиле еще не существовало русскоязычной среды. Сегодня образовался отдельный мир. Он не настолько мощный, как можно вообразить по бытовым впечатлениям, но то, что ощутимый, — это правда. Существует бизнес, почти полностью ориентированный на условно русского потребителя, свои магазины с русскоязычными меню и продавцами, туристические компании, где вы услышите только один язык (причем не иврит или английский), транспорт, другие предприятия сферы сервиса. В магазинах вы можете приобрести знакомые для вас товары, например, колбасу «докторскую», имеющую уже полузабытый вкус,— здесь и дальше соблюдают технологии, утраченные в погоне за деньгами на родине их происхождения. Если у вас возникла необходимость пообщаться с социальными учреждениями, можно заранее предупредить о желательном языке. И так чуть ли не на каждом шагу.

В результате образовалось своеобразное русскоязычное гетто, в котором часть переселенцев рискует так и остаться. Возможно, это не принципиальный вопрос для людей старшего возраста (их поддерживает государство), но для младшего и среднего поколений он представляет угрозу. По крайней мере, приходилось слышать, как бывшие граждане стран постсоветского пространства, имея высшее образование, работают на низкоквалифицированной работе — из-за нежелания или отсутствия надлежащего стремления овладеть ивритом.

Возможен своего рода переходной вариант — выучить в каком-то (на уровне выживания) объеме иврит и искать работу, которая требует высокой квалификации, но не связана с непосредственным общением с клиентами.

Весьма пригодится и английский язык. В Израиле его обязан знать каждый выпускник средней школы, а высшей — безупречно. Здесь английский — язык образования и науки. И если кто-то из алии работал в этой сфере, да еще и в отрасли, которая является приоритетной для Израиля, то его шансы на трудоустройство по специальности существенно повышались. А в идеале нужно знать три языка (родной, иврит и английский) и быть хорошим специалистом в своей области. Прежде всего, среди трилингв довольно популярным стало ведение бизнеса на постсоветском пространстве. Дело иногда доходит до того, что граждане Израиля снова покупают жилье на родине и начинают жить, вместе с семьями, на две страны, — и неизвестно, где больше. Теперь это уже не вопрос. Кое-кто при этом, не совсем законно, умудряется сохранить гражданство обеих стран.

Кроме языка, надо доказать и свой уровень профессиональной подготовки. В принципе, наше образование (через определенную государством процедуру) в Израиле признается, но многое зависит от высшего учебного заведения и даже факультета и специализации. И к тому же вы заранее не представляете, какой образовательно-квалификационный уровень за вами признают — бакалавра или магистра. То есть к нашему программисту, скорее всего, вопросов возникнет значительно меньше, чем, скажем, к экономисту, но шансы его на хорошую работу по специальности лучше. В любом случае государство Израиль ожидает от своих новых граждан инновационного подхода, и кто его демонстрирует, тот чувствует себя уверенно.

Сложно приобрести жилье, так как оно довольно дорогое. Некоторое время квартиру можно снимать, но ведь каждый стремится к собственности. Существуют определенные формы помощи, можно взять заем в банках. И здесь начинается самое интересное. Курс шекеля жестко привязан к доллару, поэтому не является фантастикой ситуация, когда, получив в банке 128 тыс. шекелей и своевременно выплачивая все проценты, через четыре года вы будете ему должны уже 160 тыс. шекелей. К тому же, если вы потом захотели продать свою квартиру, то сначала должны завершить все свои расчеты с кредиторами.

И не забудьте, что переселенцы предыдущих десятилетий имеют неформальные преимущества. Скажем, у них фактически нет проблем с жильем. Поэтому чтобы достичь аналогичного с аборигеном Израиля уровня жизни, алии приходится работать в несколько раз интенсивнее. И даже в таком случае возникает эффект, как высказался известный израильский политик, стеклянного потолка: он незаметен, но дальше этой черты пробиться сложно. По мнению моих собеседников, проблема в том, что до сих пор не хватает лидера, который воспринимался бы таковым не только определенной языково-культурной общиной, но и другими гражданами Израиля.

А вот патриотами в Израиле становятся быстро. Способствует этому давняя проблема — постоянное состояние напряжения, ожидание очередного обострения конфликта с частью арабского населения страны. Как обычные воспринимаются методы безопасности. Вы не можете попасть в университетский кампус иначе, как через проверку на КПП. То же самое, если намерены принять участие в массовых действах. Даже если вас знают, все равно хотя бы внешне осмотрят. Привыкнуть к этому непросто, но народ как-то приспосабливается.

«Если завтра война, а я не в форме» — это поговорка, которая способна вызвать волну эмоций у граждан Израиля, где большинство населения тесно связано с вооруженными силами. Не служить в армии здесь почти невозможно, вопрос — в каких частях (боевых или нет). Если в семье один ребенок, то без согласия родителей в боевые подразделения он не пойдет, будет служить рядом с домом, чтобы иметь возможность постоянно помогать родным. Другая сторона дела — по распространенному в Израиле мнению, в армии нет дедовщины. Наоборот, старшие помогают младшим, что создает иную атмосферу службы, чем та, к которой мы привыкли.

Кроме своей непосредственной функции, вооруженные силы выполняют и роль интегратора чрезвычайно разнообразного общества этой страны, приучают уважать другие этнические и культурные группы. Пройдя такую армию, дети наших бывших соотечественников возвращаются полностью убежденными израильтянами. А в дальнейшем их ждет известный выбор — учиться или работать. Уволенному в запас военнослужащему часть средств для образования выплачивает государство.

Для старшего поколения ключевое значение для адаптации к новым условиям играет уровень социального обеспечения и медицинского обслуживания. Израиль — социальное и правовое государство. Всем гражданам, которые еще или уже не могут работать, гарантирован достойный человека уровень потребления услуг и товаров.

Для этого существуют разные виды социальной помощи — пенсия, если работал в Израиле, помощь по возрасту, если этого не произошло. Причем на мужа и жену дают не две, а полторы помощи — приблизительно 3,5 тыс. шекелей. Этого достаточно, чтобы содержать жилье, хорошо питаться, не считая каждой агоры (копейки) до следующего перерасчета, прилично одеваться, а еще время от времени позволять себе путешествия в другие страны мира. Пройдя несколько лет процедуры и доказав свои права можно получить социальную квартиру — государственную. По размерам и первоначальному назначению такое жилье похоже на наши «хрущевки», но со значительно более высоким качеством работ по обустройству, а значит, — и комфортности. Эксплуатационная плата символическая (около 70 шекелей в месяц), коммунальные услуги — отдельно.

Но больше всего привлекает новых граждан преклонного возраста и стимулирует их уважение к государству уровень медицинского обслуживания. В Израиле страховая медицина. Лечение возмещается через больничные кассы. Кроме частных лиц, в них также доплачивает государство, что существенно уменьшает цену для тех, кто в этом нуждается. Например, вы получаете счет в аптеке 500 шекелей, а фактически платите 60. Мне известны случаи, когда такие чеки коллекционируются — чтобы потом с удовольствием их пересматривать. В Израиле взятки врачу давать не надо. Если назначено время визита к нему, будьте уверены, вы получите квалифицированную консультацию. А главное — человека будут спасать, пока спасается.

Конечно, будет неправдой утверждать, что все довольны такой жизнью. Кроме вполне понятного стремления получать больше благ, есть и другие раздражители. Самый серьезный — уровень безопасности. Иногда он заставляет граждан Израиля думать о переезде в другие страны. Хотя слышал и другую точку зрения — нельзя покидать родную страну, когда ей угрожает опасность. Кстати, израильтяне довольно часто путешествуют. Наверное, это один из способов снять внутреннее напряжение.

Здесь очень велика роль религии. До сих пор действует правило, согласно которому ближайшая синагога должна располагаться не далее чем на расстоянии 20 минут ходьбы от дома, где живет человек. Так что синагог много. Они призваны сплотить окружающее еврейское население в одну семью. Для не слишком религиозных выходцев из постсоветского пространства такой подход непривычен. Но важнее другое. В Израиле существует только религиозный брак. Так же и умереть вы не можете без равви — даже если всю жизнь были правоверным атеистом, убежденным интернационалистом, марксистом, — все равно отпоет иудейский священник. Другой процедуры нет. Многие такое явление в современных условиях считают анахронизмом. Так же, как и действующий вариант празднования шабата: с вечера пятницы и почти в течение всей субботы вы ограничены в передвижении, так как не ходит общественный транспорт — вы не имеете права ничего делать. В результате улицы городов (если речь не идет об экскурсионных центрах) вымирают. Возможно, за исключением Тель-Авива.

Жизнь и в этом случае берет свое. Ситуацию используют арабские таксисты, которые за деньги отвезут, когда угодно и куда скажете, или же это практичные израильтяне, которые не против в шабат немного нелегально заработать. Можно и религиозного брака избежать — достаточно поехать на Кипр и там жениться. Государство Израиль признает этот брак. Причем необязательно, чтобы оба члена семьи были евреями, вполне достаточно одного. Такое явление становится все более распространенным.

Для многих возмутительно и то, что в Израиле у граждан равные права, но иногда разные обязанности. Граждане арабской национальности не платят части налогов, преимущественно не служат в армии (за исключением бедуинов и друзей), но надлежащие блага получают. Так что довольно распространена критика правительственной политики по взаимоотношениям с арабским населением — почему деньги из государственного бюджета получают арабские поселения, население которых откровенно и публично демонстрирует свое расположение к лидерам террористов? «Наш израильский идиотизм, демократия», — как высказался один из моих собеседников. Впрочем, это отдельная тема.

Другой случай — ортодоксальные евреи. Здесь существуют свои многочисленные внутренние разделения. Часть их последователей в армии не служат, не работают, имеет большие семьи, получающие государственные дотации. Такое положение дел вызывает недовольство выходцев с постсоветского пространства и не только. Они откровенно считают, что кто-то хорошо пристроился на шее у государства, а значит — и их личной, но снять оттуда серьезную дополнительную нагрузку возможности нет.

В Израиле все непросто. Для каждого новоприбывшего переезд сопровождался мучительным процессом привыкания к новым обстоятельствам, каждый в дальнейшем сам себе пробивал дорогу и устраивал жизнь. Но ни один из собеседников, кому задавал вопрос, не пожалел о принятом когда-то решении. Жизнь в новой стране для подавляющего большинства, со всеми существующими проблемами, оказалась более понятной, устоявшейся и предсказуемой, чем на Родине.

Владимир БОЙКО, Реховот, Израиль
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ