Сотрудничество по оси «Север — Юг» — это не что иное, как разработка идеи Балтийско-Черноморского единения. Для Украины эта идея, наряду с активизацией контактов с Польшей, является попыткой закрепиться в Европе. Для прагматических эстонцев это означает, во-первых, выход на новые рынки, во-вторых, возможные прибыли. Не говоря уже о политике — реализация Балтийско-Черноморской идеи не может в целом не ослабить роль России. И понятно, что идея будет работать только тогда, когда на нее будут работать инвестированные в различные проекты деньги. В первую очередь — в транспортировку энергоносителей, сооружение транспортных коридоров, гостиничное дело, переработку сырья. Эстонские компании, сообщается, готовы вложить в Украину около $300 млн. В частности, фирма «Пактерминал» интересуется строительством нефтетерминала под Одессой. «ХансаТ», как сообщил Интерфакс, хотела принять участие в строительстве паромных переправ — например, из Одессы в Поти. В прошлом году эстонцы приватизировали один из запорожских молокозаводов и намерены идти дальше. Тем более, что соглашение о свободной торговле с Украиной позволяло бы очень многое, если бы оно полностью выполнялось — нареканий из Таллинна в адрес украинских чиновников немало. Приходилось слышать и обвинения украинских государственных учреждений в попытках вытеснить эстонские товары с украинского рынка. Это темы к встрече премьер-министров двух стран в Таллинне, подготовка к которой уже проводится.
Украина же готовится провести Балтийско-Черноморскую конференцию в сентябре в Ялте, участие в которой уже подтвердили президенты Финляндии и Эстонии, как, кстати, и лидеры Польши и Литвы.