Со вчерашнего дня гражданам Молдовы уже не нужны визы для того, чтобы находиться на территории Евросоюза. Таким образом, Молдова стала первой страной из СНГ, которая добилась отмены визового режима с Европейским Союзом. Молдаване могут свободно ездить по странам, входящим в Шенгенскую зону, за исключением Великобритании и Ирландии, которые требуют визы, пишет «Телерадио-Молдова».
Следует отметить, что Молдова начала путь к отмене визового режима с ЕС почти одновременно с Украиной. На саммите в Брюсселе в мае 2010 года тогдашний президент Виктор Янукович обещал введение безвизового режима до конца 2011 года. Но прошло почти четыре года, а Украина не выполнила первый этап Плана по либерализации визового режима. Поэтому возникает вопрос: почему нашей стране не удалось сделать то, что смогла южная соседка. И что еще нужно сделать украинской власти, чтобы наши граждане тоже путешествовали в ЕС без виз, и когда это станет возможным? С таким вопросом «День» обратился к руководителю общественной организации «Европа без барьеров» Ирине СУШКО.
— Дело в том, что правительство Молдовы продемонстрировало политическую волю с 2010—2012 гг. За этот период была выполнена большая часть законодательно-планировочной и имплементационной работы. Молдавское правительство не стало медлить с введением биометрических паспортов (то, чего у нас до сих пор нет), и в нем был консенсус в реформах, содержавших существенные бизнес-интересы.
Молдова очень правильно использовала советы и рекомендации от стран Западных Балкан, которые прошли идентичный путь. Это — тесная коммуникация всех государственных институций Молдовы, задействованных в процессе безвизовой либерализации, с институциями ЕС. Каждый день поддерживался диалог и делались отчеты о проделанной работе. Такая тесная коммуникация на разных уровнях составляла хорошую базу для четкого понимания ЕС, что работа проводится, а правительство не просто декларирует свою готовность, но и двигается в этом направлении.
Почему у нас так медленно шло это движение? Потому что режим Януковича не был заинтересован в реформировании отдельных сфер государственной политики. Речь идет и об управлении границами, управлении миграцией, борьбе с коррупцией и организованной преступностью, защите фундаментальных прав человека.
В нашем случае был заложен большой элемент лоббизма в отдельные направления и сферы государственной политики. Также была нехватка привлечения независимых экспертов, как минимум специалистов по защите персональных данных и других вопросов.
Однако все меры по визовой либерализации, которые у нас есть, проходят очень глубокое обсуждение с представителями гражданского общества и независимыми экспертами. Это — наша особенность, потому что в некоторых случаях балканских стран и в Молдове правительство действовало на основании сугубо своей политической воли и обязательств, которые были подписаны. В нашем случае есть очень высокий интерес и контроль со стороны гражданского общества, что делает сам процесс прозрачным. Процесс визовой либерализации — не только техническое выполнение задач, но и глубокая модернизация, которую контролирует общество.
— Насколько реально заявление и.о. министра иностранных дел Украины Андрея Дещицы о введении безвизового режима до конца 2014 года?
— Все в наших руках. Но нужно быть реалистами и понимать, что кроме завершения всех задач, мы еще не перешли от первой фазы ко второй. И мы в принципе можем поставить себе цель: наряду с ныне продолжающейся законодательной фазой проводить имплементационную.
Также нужно принимать во внимание алгоритм принятия решений в соответствующих институциях ЕС. Это, как минимум, три огромных институции, которым нужно время, чтобы оценить прогресс Украины и принять решение. Наиболее реалистично, в этом году будет зафиксирован определенный прогресс: состоится переход от первого этапа ко второму. Но я ожидаю, что сама отмена визового режима между Украиной и ЕС будет в следующем году.