В своем первом обращении к двум палатам Конгресса вчера в 4 часа утра по киевскому времени президент США Дональд Трамп, не удаваясь в подробности, озвучил основные идеи своих предвыборных заявлений. При этом президент повторил лозунг о готовности Америки играть ведущую роль в мире. Важнейшими задачами своей администрации Трамп считает обеспечение безопасности страны, борьбу с преступностью и создание новых рабочих мест.
Говоря о приоритетах на международной арене, Трамп отметил следующее: «Наша внешняя политика призывает к прямому, активному и продуманному участию в мировых процессах. Именно американское лидерство базируется на жизненно важных безопасностных интересах, которые мы разделяем с нашими союзниками во всем мире».
Вместе с тем важным представляется заявление президента США о поддержке Организации Североатлантического договора, которая была основана в 1949 году в Вашингтоне. «Мы мощно поддерживаем альянс НАТО, показавший себя на основе связей, выстроенных в ходе двух мировых войн, которые победили фашизм, а во время холодной войны положили конец коммунизму», — подчеркнул Трамп. При этом он отметил важность увеличения странами-членами НАТО расходов на оборону.
Трамп напомнил конгрессменам, что будет просить их о рекордном увеличении оборонного бюджета США, что будет осуществляться за счет сокращения расходов на охрану окружающей среды и дипломатическую работу.
В целом практически все обозреватели положительно оценивают обращение Трампа к обеим палатам Конгресса. В частности старший научный сотрудник Трансатлантической академии в Вашингтоне, эксперт Европейского центра Карнеги в Брюсселе Ульрих Шпек считает, что это выступление президента очень отличается от его инаугурационной речи. «Своим обращением к Конгрессу Трамп представил свою взрослую версию. Это перезагрузка его президентства?» — написал он в Twitter. По его словам, в своем выступлении Трамп повторяет тему «Америка превыше всего» vs глобализм и совсем непонятной является внешняя политика, за исключением поддержки НАТО и призыва к союзникам больше выделять средств на оборону. «Трамп касается внешней политики только в абстрактных терминах. Нет ни одного упоминания о России. А Китай только коротко вспоминается в контексте потери рабочих мест», — замечает эксперт.
«ТОН И КОНКРЕТНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ТРАМПА УСПОКОЯТ ИНОСТРАННЫХ СОЮЗНИКОВ»
Обри ДЖЮЭТТ, профессор, факультет политических наук Университета Центральной Флориды:
— Одним из наибольших сюрпризов обращения президента заключался в том, что стиль и смысл речи был полностью традиционным и очень похожим на большинство предыдущих президентских посланий нации. Тон этой речи был позитивным, оптимистичным и объединяющим. Основополагающими темами были национализм, интересы Америки превыше всего, экономический рост, безопасность и надежда на будущее. Речь произносилась подчеркнуто более мягким тоном, чем как, это мы обычно видели, когда говорит Дональд Трамп (или пишет твитты). Президент Трамп, как казалось, был настоящим, искренним и вдумчивым относительно большинства сказанного им.
Начав свою речь с признания Месяца истории чернокожей Америки и осуждения недавних преступлений на почве ненависти по отношению к евреям, он отметил важность этих вопросов и подчеркнул, что нация собралась в поддержку гражданских прав. В целом, эта речь поразительно контрастировала с его инаугурационной речью, которая была резкой по тональности.
Другим традиционным аспектом речи был перечень его основных политических приоритетов. Трамп хочет сократить налоги и заключить лучшие торговые соглашения, чтобы стимулировать американскую экономику и создавать рабочие места, иметь иммиграционную реформу и защищенные границы, замены «неработающей» Obamacare, инвестиций в инфраструктуру, выбора образования (особенно для студентов из бедных меньшинств), а также суровых мероприятий по нелегальным преступникам-иммигрантам, а также поддержку правоохранительных органов, чтобы снизить уровень насильственных преступлений.
Трамп потратил меньше времени на внешнюю и оборонную политику, но сделал акцент на нескольких важных моментах (в том числе на поисках лучших торговых договоров, упомянутых выше). Он подтвердил лидерство Америки в мировых делах и поддержку наших традиционных союзников, таких как НАТО, но и дал понять, что США ждет, что наши союзники выполнили свои обязательства с точки зрения оплаты за свою оборону. Он призывал к большему военному могуществу (и его бюджетное предложение требует значительного увеличения военных расходов на укрепление вооруженных сил), а также для усиления поддержки военных ветеранов. В целом, он напомнил всем, что был избран, чтобы представлять интересы США в первую очередь, и что он намеревается сделать это. Я думаю, что тон и конкретные замечания в речи успокоят иностранных союзников. Однако, очевидно, что Трамп имеет намерение двигаться в совсем другом направлении от президента Обамы.
«...ВЫПОЛНЕНИЯ МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ В ПУТИНСКОМ ПОНИМАНИИ НЕ БУДЕТ»
Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики, Киев:
— Тональность обращения Дональда Трампа к Конгрессу США стоит рассматривать как первый сигнал того, что Трамп перестает быть исключительно президентом своих избирателей. Очевидно, в Белом доме Трампа наглядно убедили за первые сорок дней президентства, что даже для того, чтобы полноценно выполнить данные своим избирателям во время кампании обещания, он должен получить поддержку Конгресса, причем на уровне обеих партий — и Республиканской, и Демократической. Трамп, очевидно, начинает осознавать, что единоличным мессией быть не получится — для эффективного управления американской политической машиной нужна командная игра. Однако я бы не спешила называть это перезагрузкой Трампа. Прежде всего, идет речь об изменении стиля, а не содержания. В своем выступлении он придерживался практически всех своих программных позиций, просто запаковал их в большую элегантную упаковку. Показательно, что наиболее контраверсийных вещей он отдельно не касался в своей речи. Это касается обязательной в последнее время в спичах Трампа атаки на «фейковые медиа» и России. Россия — далеко не единственная страна, которую Трамп не вспомнил. Так, например, это первое обращение президента США к Конгрессу с 2001 года, в котором ни разу не был упомянут Ирак и Афганистан. Но именно Россия является той зарубежной страной, которая определила не только тональность первого месяца президентства Трампа и де факто из-за которой произошел первый серьезный политический кризис в администрации с отставкой советника по вопросам нацбезопасности Флинна, но это единственная страна — признает это Трамп или нет — которая продолжает ставить под сомнение его легитимность как президента. Также это единственная страна, контакты с которой беспокоят почти половину американцев. Хотя стоит обратить внимание на то, что большинство республиканских избирателей — доказательство еще одной интересной метаморфозы настроений в партии Рейгана — больше тревожит, как, похоже и Трампа, не сами контакты, а утечка в прессу информации об этих контактах. В целом, тот факт, что риторика новой администрации, ее контакты, а также намерения относительно России продолжают находиться под постоянным двухпартийным и медийным микроскопом в США, играет Украине на руку. При таких раскладах Трамп еще может попробовать имплементировать элементы политики Russia first (сначала Россия), но у него уже точно не получится имплементировать политику Russia only (только Россия). Ни «большой сделки», ни выполнения Минских договоренностей в классическом путинском понимании не будет.
«ХОРОШО, ЧТО ТРАМП СКАЗАЛ О СВОЕЙ ПОДДЕРЖКЕ НАТО»
Джон ХЕРБСТ, председатель Евразийского центра Дину Патричи в Американской Раде, экс-посол США в Украине, Вашингтон:
Речь Трампа отличалась своим мягким тоном и во многом позитивным содержанием. Он не использовал свою речь, чтобы нападать на своих политических противников или выкладывать спорные политические цели. Например, он говорил о всеобъемлющей иммиграционной реформе, а не строительстве стены вдоль границы с Мексикой. Этот подход вызвал похвалу даже со стороны убежденных критиков президента.
Большая часть речи была сосредоточена на внутренней политике; и в этом не было ничего удивительного. Это хорошо, что президент Трамп действительно сказал о своей поддержке НАТО. Он не упомянул Россию или Украину в речи; но он действительно говорил об установлении хороших отношений с соперниками, когда интересы совпадают.
Единственный вывод, который мы можем сделать данный момент от гладкого и возвышенного характера этой речи, заключается в том, что Белый дом понял, что необходимо изменение темпов. Поскольку выступление вызвало хорошие отзывы, то мы можем увидеть еще больше. Но с этой администрацией ни о чем не можно говорить с уверенностью.
«ЭТО БЫЛО ЛУЧШЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ЧЕМ СТРАННАЯ ИНАУГУРАЦИОННАЯ РЕЧЬ ТРАМПА»
Линкольн Митчелл, политолог, бывший профессор Колумбийского университета, автор книги The Democracy Promotion Paradox, Вашингтон:
Первое обращение Дональда Трампа к обеим палатам Конгресса было захватывающим. Во-первых, по его меркам оно было спокойным и не противоречивым. Многое из этого, например, призывы к сокращению налогов и дерегулирование, были такими, что любой президент-республиканец мог их объявить в этой обстановке. В этом отношении это был очень отличное и лучшее выступление, чем странная инаугурационная речь Трампа.
Некоторая физическая неловкость президента Трампа и отсутствие плавности в произнесении речи по-прежнему остается для него проблемой. Поэтому зрителям часто очень трудно было сосредоточиться на сути его выступления.
В конце концов, это не такая и серьезная проблема, но она ограничивает возможности президента, чтобы быть эффективным оратором в некоторых ситуациях. Например, речь его тела гораздо лучше подходит для предвыборных митингов и крупных общественных событий, чем к дебатам или выступлениям в более формальной обстановке, например, в Конгрессе США. Все это было очевидно прошлой ночью, когда он читал речь.
И здесь можно выделить несколько пунктов. Во-первых, президент Трамп продолжает делать большие обещания, которые он не может выполнить. Например, он призвал Конгресс заменить Obamacare «реформами, которые расширяют выбор, увеличивают доступ, уменьшают расходы, одновременно обеспечивая лучшую охрану здоровья». Это хорошее обещание, не может быть реализовано без движения в направлении высоко субсидируемой системы единого плательщика.
Важнее то, что в речи было несколько частей, которые сами по себе были хорошие, даже важные и красноречивые, но исходя из уст Дональда Трампа, казались сюрреалистическими и нереальными. Некоторые из этих моментов были мелкими и смешными. Человек, будучи президентом, выбрал бой с новым хозяином Ученика и который потратил немало дней, пытаясь убедить мир, что его инаугурационная толпа была больше, чем у президента Обамы, набожно учил американский народ, что "время для тривиальных боев позади".
То, что в другие времена сделал президент Трамп, было более значительным. Вступительные слова его речи были такие: "Сегодня, когда мы отмечаем окончание нашего празднования месяца истории чернокожих, мы вспоминаем о путях нашего народа в отношении гражданских прав и работы, которая еще остается. Недавние угрозы против еврейских общинных центров и акты вандализма еврейских кладбищ, а также стрельба на прошлой неделе в Канзас-Сити, напоминают нам о том, если мы можем быть разделенной нацией в политике, мы как страна является единой и осуждаем ненависть и зло во всех его формах. "Это своего рода призыв к единству, американский народ часто слышит от наших президентов. Принимая во внимание нашу тяжелую и бурную расовую историю, для наших лидеров важно продолжать это делать ».
Однако, то, что выходило из уст Дональда Трампа было совсем другое. Осуждение антисемитизма является важным, но от президента, который назначил известного антисемита Стива Бэннон на ключевую позицию, вел рекламную кампанию, используя старые антисемитские мифы, и никогда не высказывался, когда его сторонники участвовали в грязных анти-антисемитских нападениях на многочисленных еврейских журналистов во время кампании, разве это не имеет смысла, не является обидным. Подобным образом, многомесячное разжигания Трампом расизма и ксенофобии, а затем его призыв к нам объединиться, является насмешкой над нашей постоянной борьбой за общество, свободное от предрассудков.
В этой речи мало было такого, что касалось Украины. Президент Трамп ни разу не произнес слов: "Россия", "Путин" или "Украина". Его люди знают, что любое упоминание о России есть плохой для Трампа. Президент выразил банальность: «Мы решительно поддерживаем НАТО», но не подкрепил это любыми конкретными предложениями или идеями.
Речь стала еще одним шагом в игре Трампа, когда он иногда выглядит рациональным, чтобы дать надежду тем, кто надеется, что это будет нормальное президентство. Однако, существуют убедительные доказательства того, что это не нормальное президентство и американская демократия остается под угрозой. За несколько часов до его выступления появилась история о сложных финансовых связях министра торговли Трампа Уилбур Росса с Россией, и усилия Трампа, чтобы каким-то образом перебросить вину за недавний рост антисемитизма на евреев и заявление о том, что министерство юстиции намерено отказаться от усилий по защите избирательных прав меньшинств в Техасе были реальными и важными новостями. Тот факт, что Дональд Трамп произнес целую речь, не выйдя из себя, без твитов и подстрекательство людей к насилию и ненависти является лишь отвлечением.