Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Извилистый путь к Брюсселю,

или О роли польских СМИ в присоединении страны к НАТО и ЕС
14 октября, 2009 - 19:58

20 лет назад пан Ковальски, как называют рядового поляка в Польше, глазами СМИ впервые увидел себя в европейском клубе. Сегодня, имея в кармане собственные достижения на европейской и евроатлантической арене, которые сейчас имеет Польша, ей легко оглядываться назад и вспоминать весь тот долгий путь, который она прошла вместе со своим народом к Евросоюзу и НАТО. Это сейчас евроатлантические и «евросоюзные» темы в Польше относятся к национальным, раньше это была экзотика. Как рассказал во время журналистских семинаров в Европейском центре «Натолин» директор информационного бюро Европейского парламента в Польше Яцек Сафута, «в начале 90-х годов возможное вступление Польши в ЕС было сказкой о железном волке. Никто не верил, что когда-нибудь эта страна станет частью волшебного мира». Целое десятилетие принятия Польши в ЕС полякам приходилось сомневаться и надеяться.

Первые тучи на горизонте появились в 1993 году и были связаны с сельским хозяйством. В Хорватии возникли ветеринарные заболевания, и поляки стали бояться, что через ЕС откроются их границы и больное мясо попадет на их территорию. Скептически настроенные фермеры, имевшие негативный исторический опыт из-за коллективизации, боялись ущемлений со стороны Европы. Поэтому они скрывали информацию о действительном размере своих земельных угодий и о выращиваемых культурах, потому что боялись, что государство отберет у них землю. Хотя на самом деле размер участков был необходим для установления государственных дотаций.

И вообще, на начальном этапе интеграции среди поляков было немало страхов, связанных с ЕС, например, что их купят немцы или американцы. Потом по стране прокатилась волна эйфории. Жак Ширак, президент Франции, объявил, что Польша может стать членом ЕС до 2000 года, если выполнит поставленные требования.

Но после эйфории пришло время работать — пока поляки не понимали сути Европейского Союза, именно журналистам приходилось все объяснять. На телевидении были организованы специальные программы «Европу можно полюбить», на которых иностранцы на польском языке рассказывали, например, о дорожных правилах в западных странах. Характерно, что это была не пропаганда, а информация.

Серьезным препятствием для вступления в НАТО и ЕС была одна проблема Польши — войско, которое, казалось, попало в ХХ век из XIX. Бедное, как правило, с малообразованными солдатами и офицерскими кадрами, оно существенно отличалось от европейского. В армии Польши действовала философия командования, тогда как в Европе все было наоборот. Для информирования населения на польском телевидении стали показывать программы, во время которых рассказывалось, что военные Дании или Германии, например, не получают приказов. Они получают задачу и сами выбирают способы ее решения. На телеэкранах польских телевизоров можно было увидеть неслыханные тогда вещи — солдаты бундесвера имели свободное время после пяти часов вечера и шли в казармы играть на компьютерах. В то же время польские солдаты и офицеры боялись даже говорить перед камерами, чтобы не сказать ничего слишком хорошего или плохого и потом не быть наказанными командованием. Но когда пришел момент вступления Польши в НАТО, население уже не нужно было ни в чем убеждать, ведь благодаря помощи Альянса военные силы изменились кардинально и «дотянули» до европейского уровня.

После вступления в Евросоюз, как рассказал Яцек Сафута, поляки не повиновались всем правилам и требованиям, которые для них устанавливали. В отличие от венгров, которые постоянно соглашались со всеми положениями Евросоюза, польские делегации нередко заявляли, что считают определенные ограничения бессмысленными. «Это были так называемые уланские фантазии поляков», — прибавил Сафута. Сегодня, по его словам, венгры имеют немало проблем из-за того, что соглашались с очень невыгодными условиями, в то время как поляки постоянно вели борьбу за национальные интересы.

И хотя сейчас Польша уже пятый год в Европейском Союзе, СМИ хватает работы с населением. В частности, постоянно приходится бороться с евромифами. По словам Сафуты, брюссельские дипломаты начинают скрипеть зубами, когда слышат, что Европейский парламент является совещательным органом и ни на что не влияет. Жители провинциальных городов часто не верят в то, что деятельность Европарламента приносит какую-то пользу. Для этого появляются телепередачи, показывающие, как ЕС реализует интересы граждан, скажем, в Гданьске. Неоправданно негативным является отношение рядовых поляков к «еврократам» — брюссельским дипломатам, которые якобы создают ужасные правила и получают неприлично большие зарплаты. С этой целью СМИ подают статистку, согласно которой весь персонал различных учреждений ЕС меньше количества персонала Пентагона. Но не всегда в это верят. Другая проблема, с которой сталкиваются польские чиновники и журналисты — это еврожаргонизмы. По словам директора информационного бюро Европейского парламента, в Польше, например, часто калькируют язык брюссельских дипломатов, не адаптируя ее к языку местного населения. Так, акцессионные переговоры вместо переговоров о вступлении и заключение аппликации вместо соглашения стали печальными примерами того, как любая важная информация теряет смысл для поляков из-за неуместных выражений.

Приходится бороться и с недостаточной заинтересованностью поляков в политической жизни страны на европейской арене. В этом году перед выборами в Европарламент даже были опасения, что будут голосовать только сами кандидаты и члены их семей. На Youtube и Facebook — социальных интернет-сетях, были размещены смешные рекламные ролики, призывавшие граждан в день выборов отдать свой голос за определенные партии. Велосипедисты, соревнующиеся между собой, спешат за избирательными бюллетенями, убийца в костюме смерти из фильма ужасов «Крик», который оставляет в покое свою жертву и приходит с паспортом на участок — все они говорили, что всегда можно найти время для голосования. В результате в Европарламенте оказалось 50 поляков, а сам законодательный орган ЕС сегодня имеет польское лицо — его главой является Ежи Бузек.

Алина ПОПКОВА, «День», Варшава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ