Пандемия любой инфекционной болезни, и коронавирус здесь не исключение, - это не только медицинская проблема, но и вызов для правительств и общества. Несмотря на то, что COVID-19, теоретически, должен действовать на всех европейцев одинаково, статистика дает нам совершенно разные цифры.
ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ, ГРЕЦИЯ ...
Италия (население которой 60,36 миллиона) по состоянию на 30 апреля имела 203 591 подтвержденный случай заражения коронавирусом, и 27682 итальянца умерли от этой болезни.
В Испании (46,94 миллиона) эти данные, соответственно, были - 236899 и 24275.
В Греции (10,72 миллиона) на 30.04.2020 заболели COVID-19 только 2576 граждан, умерли 139.
Разница в численности населения Греции и Италии составляет 5,6 раза, разница в количестве больных - 79 раз, умерших - 199 раз. С Испанией это сравнение выглядит так: 4,4 (соотношение количества жителей стран), почти 99 (соотношение количества подтвержденных случаев COVID-19) и почти 175 (соотношение смертных случаев).
Нет никаких данных о каком-то концептуальном, разительном отличии греков от итальянцев по любым аспектам сравнения - климат, еда, традиции, бытовые привычки, все эти параметре не являются диаметрально противоположными для Греции, Италии и Испании. В чем же причина различной эпидемической ситуации для этих южных стран?
Италия, наверное, сильно пострадала из-за того, что оказалась первой на пути вируса в Европу, когда не было готовности к встрече с заразой ни в медицинском, ни в социально-психологическом смысле. Но Греция и Испания встретили пандемию, уже имея перед глазами итальянский пример. Что же стало причиной разного результата «наступления» COVID-19 на греков и испанцев?
БЫСТРО И ЖЕСТКО
Обозреватели, которые анализируют и сравнивают ход эпидемии в Греции и Испании, пришли к двум концептуальным выводам.
Первый. Греческое правительство действовало на опережение, решительно и быстро реагируя на распространение болезни и вводя карантин на всей территории страны.
Больной коронавирусом №1 в Греции был зафиксирован 26 февраля. На следующий день подтвердили еще два случая. В тот же день были отменены все запланированные карнавалы (как раз начинался «карнавальный» сезон) и запрещены все учебные поездки за границу. Матч Лиги Европы между British Wolves и Олимпиакосом в Пиреях состоялся 11 марта без зрителей. В этот же день, когда в стране было менее 100 подтвержденных больных, правительство начало закрывать учебные заведения.
Премьер-министр Кириакос Мицотакис в национальном телевизионном обращении 11 марта призвал общественность выполнять указания врачей и обратился к церкви (православие в Греции является государственной религией) воздерживаться от причастия и сотрудничать с государством в противодействии эпидемии.
12 марта в Греции была зафиксирована первая смерть от коронавируса. Тогда правительство закрывает театры, кинотеатры, музеи, рестораны, бары, торговые центры, детские площадки, парки и другие зоны отдыха, включая набережные, организованные пляжи, горнолыжные курорты, большинство гостиничных комплексов. Остаются работать супермаркеты, аптеки и отдельные гостиницы. Все граждане Греции, которые возвращались из-за границы, должны были проходить обязательный 14-дневный карантин под наблюдением правоохранителей. Изолируются от внешнего мира греческие острова.
Правительство добилось приостановления всех религиозных служб, а даже мировой центр православия, Святая Гора Афон, закрылась для верующих и паломников. Решающий футбольный матч между топ-клубами греческого чемпионата, «Олимпиакосом» и ПАОК, 15 марта был отложен на неопределенный срок.
Впоследствии были введены жесткие ограничения на выход из дому - для этого греки должны были получить специальное разрешение (через СМС).
КОГДА ПОЛИТИКА ЖИЗНЕННО ВАЖНА
В Испании все было по-другому.
О первой смерти от COVID-19 здесь стало известно еще 13 февраля, почти на месяц раньше, чем в Греции. Но испанское правительство - в отличие от греческого - не собиралось вводить ограничения. 8 марта в Мадриде около 120 000 человек приняли участие в марше в честь Международного женского дня, 60000 болельщиков пришли посмотреть футбольный матч на один из стадионов испанской столицы, а одна из политических партий провела в эти же дни съезд с участием 9000 сторонников.
Через несколько дней - в пятницу, 13 марта, - число погибших возросло до 189, а по количеству больных коронавирусом Испания вышла на второе место в Европе, отдав сомнительное лидерство только Италии. Правительство объявляет чрезвычайное положение и начинает вводить карантин - но далеко не так, как в Греции.
Аналитики считают, что нерешительные действия испанских властей объясняются политической нестабильностью - в стране в конце прошлого года прошли внеочередные выборы на основе противоречивой коалиции было сформировано правительство, которое в условиях начала эпидемии просто не могло себе позволить резко принимать непопулярные шаги, опасаясь правительственного кризиса.
Зато в Греции острого политического противостояния не было, все ведущие оппозиционные партии Греции - конечно, с замечаниями, - поддержали действия власти, направленные на противодействия распространению вируса.
Необходимость политической стабильности и консенсус политиков для преодоления вспышки эпидемии - это второй вывод, который можно сделать, анализируя примеры Греции и Испании.
БУНТ В СЕТИ
И, наконец, третий вывод. Здесь уже речь идет не столько о сравнении опыта Греции с действиями власти других европейских стран, как о сугубо внутренне греческом «открытии».
В процессе внедрения и выполнения карантинных мероприятий оказалось, что все мероприятия получили фактическое одобрение общества. Нет, конечно, греки возмущались - но только «сидя на диване». Жители страны - с футбольными болельщиками и православными верующими во главе - восстали против власти, но только в социальных сетях. Религиозные фанатики приравнивали правительство к антихристам, сторонники оппозиции обещали разобраться с правительством, которое «закрывает людей дома». Были шизофренические претензии, когда один и тот же человек обвинял премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в непринятии мер в Британии, но в то же время жаловался, что греческое правительство держит граждан «заключенными в собственном доме». Но, как констатировали местные СМИ, мятежный дух греков остался ограниченным экранами компьютеров, планшетов и смартфонов. Подавляющее большинство греков весь карантин оставались дома, мыли руки, носили маски и перчатки, когда это было нужно - и когда было не нужно тоже - и внимательно наблюдали за ежедневными отчетами официального представителя министерства здравоохранения Греции Сотириса Циодраса в 18.00 каждый вечер.
Сейчас опросы показывают, что эпидемиолог стал самым популярным человеком в Греции, а у действующего главы правительства Мицотакис рейтинги гораздо больше, чем у его главного политического оппонента - Ципраса.
«Кто бы мог подумать, что упрямые, непослушные греки будут настолько ответственно выполнять введенные правительством из-за пандемии COVID-19 ограничения?» - спрашивают себя греческие журналисты. Пандемия, констатируют они, мгновенно «превратила» греков в законопослушных, социально ответственных граждан и доказала, что миф об «анархических» и безответственных греках - это только миф. Что реальные жители Греции далеко отошли от стереотипа «грека Зорбы», девиз которого «наслаждайся - сегодня - кого-кого беспокоит - завтра», или от образа «небрежного, наивного человека, который заботится только о том, чтобы потратить заемные деньги на роскошный отдых».
Ответственность и дисциплина, которой, кажется, не ожидали от себя даже сами греки, стали третьим фактором успеха страны в противостоянии распространению опасной болезни.
КОГДА НА ПЛЯЖ?
Сейчас Греция готовится к снятию ограничений. 28 апреля, через тридцать семь дней после того, как Греция ввела жесткий карантин в связи с пандемией коронавируса, премьер-министр Кириакос Мицотакис в телевизионном обращении к нации поблагодарил греков за соблюдение ограничений и обнародовал план постепенного снятия ограничительных мер, что позволит восстановить обычную жизнь граждан и экономическую деятельность.
• Первая фаза начнется на следующей неделе (4 мая), когда позволят открыть небольшие розничные магазины, парикмахерские, салоны красоты, библиотеки. Также будет отменена система разрешений для выхода из дому и разрешено движение людей в пределах муниципалитета.
• Будут разрешены индивидуальные тренировки на открытых площадках.
• Откроются церкви, чтобы люди могли молиться в одиночку, с соблюдением строгих правил.
• 11 мая старшеклассники смогут вернуться в свои классы. Откроются все магазины розничной торговли.
• 17 мая церкви откроются для общественности, но верующим будет разрешено посещать религиозные службы по строгим правилам, согласованным со Священным Синодом Греческой Православной церкви.
• 18 мая начнется обучение в средних классах школ. В этот же день для посетителей откроются археологические достопримечательности. Будут сняты все ограничения движения внутри страны.
• Торговые центры, кафе и рестораны (на летних площадках) начнут работать с 1 июня, соблюдая правила социальной дистанции. В первый день лета также частично откроются гостиницы. Может начаться обучение в начальной школе и откроются детские сады.
• В начале июня возобновят работу кинотеатры, театры, спортзалы и тому подобное. Будут восстановлены внутренние авиарейсы.
• Остальная часть экономики вернется в нормальное состояние в течение июня. Впрочем, все запланированные на лето публичные мероприятия - фестивали, спортивные соревнования и концерты, -вероятно, будут отменены или будут проходить без зрителей.
Греция, которая уже стала положительным примером для многих других стран, готовится жить в новых условиях. Пока за закрытыми границами ЕС - еще не известно, когда жители стран, не членов Европейского Союза смогут попасть на европейские курорты, но уже понятно, что многое будет зависеть от того, как правительствам вместе с гражданами удастся преодолеть пандемию. Не справимся быстро и эффективно со вспышкой болезни - будем отдыхать, глядя на греческие, хорватские, кипрские пляжи только на экранах мониторов.