Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как стать непопулярным президентом?

Алехандро Толедо теряет симпатии перуанцев
15 апреля, 2004 - 00:00

По прошествии всего половины президентского срока глава Перу Алехандро Толедо — человек, возглавивший народное движение, чтобы свергнуть бывшего президента Альберто Фухимори — имеет сегодня рейтинг популярности 7%, самый низкий среди перуанских лидеров, начиная с 1980 года, когда в стране была восстановлена демократия. Толедо занял президентское кресло, планируя искоренить коррупцию, процветавшую в правительстве президента Фухимори, и положить конец всевластию главы разведывательной службы Владимиро Монтесиноса. Толедо заявлял, что отправит всех нечестных чиновников в тюрьму. Его слова захватили воображение перуанцев, страстно желавших, чтобы преступных политиков привлекли к ответственности за их деяния.

Теперь все эти намерения разбились вдребезги. Серьезные обвинения выдвинуты против личного советника Толедо Сезара Алмейды, которого он назначил главой нового Национального разведывательного совета. Алмейда тайно встречался с генералом армии Оскаром Виллануэва — предполагаемым «кассиром» мафии Монтесиноса. Виллануэва скрывался от правосудия, и Алмейда знал, что должен передать его в руки полиции, но не сделал этого, стремясь получить от Виллануэва важную информацию о врагах правительства. Толедо позднее признался, что ошибался, доверяя Алмейде, но мало кто поверил, что президент не был в курсе действий своего доверенного лица. У Толедо были все основания искать помощи Виллануэва, поскольку заключенный на военно-морской базе Каллао Владимиро Монтесинос по-прежнему пользуется большим влиянием и может найти способ свергнуть правительство Толедо.

Вслед за известием о тайных встречах Алмейды еще один беглец от правосудия, Даниель Боробио, выступил с разоблачениями, нанесшими серьезный вред президенту. Боробио, организовавший пиар-кампании для Фухимори и Толедо, сегодня находится в изгнании в Чили. Он заявил, что два брата Толедо тайно наняли его, чтобы помочь «замедлить темпы падения популярности президента, улучшить его имидж и поднять рейтинг». Последние опросы общественного мнения объясняют, почему Толедо необходима такая помощь: многие перуанцы считают, что его правительство так же коррумпированно, как и правительство Фухимори.

Тем временем самоуничтожение Толедо дает изгнанному в Токио Фухимори больше поводов для фантазий о своем политическом воскрешении. И неважно, что Конгресс запретил ему когда-либо возвращаться в Перу, где его ждут серьезные обвинения в коррупции, или что он может рассчитывать на поддержку всего 15% избирателей. Несмотря на все это, он полон президентских планов, как, например, избавление страны от террористических группировок и восстановление экономики. На своей веб-странице и в собственной радиопрограмме Фухимори убеждает слушателей, что антикоррупционная программа Толедо — это иллюзия и что близость Толедо к Монтесиносу приведет к еще большему разграблению казны. Это, несомненно, попытка отвлечь внимание от собственных преступлений Фухимори, совершенных им в период с 1990 по 2000 год, до того, как он бежал в Японию. Но поведение Толедо придает правдоподобие этим аргументам.

Действительно, стараясь уклониться от правды, Толедо значительно ухудшил свое положение. Его первым промахом было увеличение президентской зарплаты до $18 тысяч (зарплата Фухимори была чисто символической — $1500). Затем ему пришлось признаться, что его жена вела дела с одним из друзей-банкиров Монтесиноса и что члены его семьи получили высокооплачиваемые правительственные должности. Однако скандал, окончательно подорвавший доверие к Толедо, был связан с тем, что нынешний президент в течение тринадцати лет отказывался признать свою внебрачную дочь Зараи. Во время предвыборной кампании он утверждал, что сделает это, однако признал свое отцовство только два года спустя, после того, как мать девочки обратилась за помощью в Верховный суд. Советники Толедо убеждали его быть честным, уверяя, что таким образом он сможет подняться в глазах общественности. Но президент упорно отказывался, и его признание слишком запоздало, чтобы завоевать расположение людей.

Средства массовой информации, молчавшие во время правления Фухимори, вносят свою лепту в неспокойную политическую атмосферу. Даже самая влиятельная газета Перу «Эль Комерсио» недавно предложила Толедо подать в отставку, передав управление государством своему первому министру. Большое беспокойство вызывает тот факт, что любой человек, имеющий проблемы с законом из-за связей с Фухимори или Толедо, может найти газету, телеканал или радио, чтобы выдвинуть собственные обвинения. Средства массовой информации имеют тенденцию доверять обвинителям на слово относительно достоверности информации или фактов. Например, одна газета опубликовала письмо, в котором Толедо обвинялся в употреблении наркотиков. Автор письма, Карлос Пичилинг, был главой связанной с Монтесиносом военизированной группировки, от рук которой погибло, по меньшей мере, 30 человек.

Вмешавшись, чтобы поддержать атакуемого со всех сторон президента Перу, Организация американских государств недавно призвала дать Толедо возможность завершить свой президентский срок. Но опросы общественного мнения продолжают свидетельствовать об огромном падении популярности Толедо, и никто не верит, что он дотянет до окончания своего президенства в 2006 году.

Анхель ПАЕЗ — глава отдела журналистских расследований газеты «Ла Република».

Анхель ПАЕЗ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ