Польша, которая сама когда-то заплатила высокую цену за промедление Европы в борьбе с Россией, сегодня прекрасно понимает, что происходит в Украине и чем все может закончиться. Об этом «Дню» рассказал Посол Украины в Польше Андрей ДЕШИЦА. Интервью записывалось в Варшаве во время украинско-польского пленэра иконописцев.
— Пан посол, как на уровне официальной Польши восприняли результаты Минских переговоров?
— Как и в Украине, здесь есть разные мнения по этому поводу. В Польше это восприняли как своеобразный шаг в сторону примирения. Поэтому в отзывах была определенная доля оптимизма, что конфликт удастся разрешить дипломатическим путем. Однако практически все, с кем я общался, среди них и политики, и эксперты, осознают, что для полного мира нужно сделать намного больше.
— А как вы лично восприняли результаты переговоров?
— Я думаю, что каждые переговоры, касающиеся урегулирования ситуации, нужны. И результаты, которых можно было достичь на этих переговорах, очень для нас важны. Среди них, во-первых, прекращение огня, во-вторых — контроль над границей. Достичь их было нелегко. Ведь когда только начинались разговоры о переговорах, я был в Женеве. И уже тогда было понятно, что российская делегация не настроена на мирное урегулирование. Их подход был конфронтационным и допускал возможность провокаций. Поэтому то, что удалось подписать определенный документ, — это достижение. И в этом случае важно еще то, что это произошло в присутствии Германии и Франции, которые теперь также ответственны за их соблюдение.
— Но договоренностей российская сторона не придерживается. Что в таком случае должны делать Германия и Франция?
— Как говорила пани Меркель, Путин будет отвечать за то, что эти договоренности не выполняются. И я думаю, что теперь позиция Германии будет более жесткой и по отношению к Путину, и в направлении создания более четкой объединенной позиции Европы относительно России.
— Речь идет только о санкциях?
— Пока что мы говорим об усилении и расширении санкций. Но я думаю, что мы не должны исключать и сценарий предоставления Украине оружия.
— В одном из последних интервью вы, в частности, отметили, что уже ведутся переговоры о предоставлении Украине оружия Польшей. На каком этапе сейчас договоренности?
— Мы проводим переговоры, ведутся консультации между соответствующими ведомствами, в частности — Министерством обороны. Польская сторона не исключает такой возможности. Но окончательное решение будет принято, когда обе стороны будут к этому готовы.
— Кто выступил инициатором этих переговоров?
— Украина. Но и польская сторона говорит, что не может отбрасывать возможность предоставления Украине оружия.
— Как вы ранее говорили, что предел конфликта достаточно близок к границам Польши. И здесь это понимают...
— Польша, видимо, лучше всех это понимает. По двум причинам. Первая — это недалеко. Вторая — Польша имела подобные страницы в своей истории, когда в 1939 году она была разделена между Советским Союзом и Германией.
— Меняет ли Польша свою позицию по отношению к Украине?
— Думаю, сейчас позиция более четкой реакции мира на события в Украине созревает. И становится все более ощутимо, что иностранные дипломаты (я имею в виду не отдельно польских партнеров) все больше понимают ситуацию в Украине. И все больше стран понимают, что их правительства должны занять более жесткую позицию относительно России, потому что она не выполняет те договоренности, которые были достигнуты на протяжении последних нескольких месяцев. Не говоря о договорах, которые она с Украиной подписала. Поэтому мне кажется, что это как снежная лавина, которая будет становиться все больше. И особенно среди европейских политиков все больше укрепляют позицию противопоставления против российской агрессии.