Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как закончить войну

Есть три способа вынудить Путина ее прекратить
14 марта, 2022 - 18:26
ФОТО РЕЙТЕР

Истек 18-й день войны, а существенного снижения интенсивности боевых действий не произошло. Происходит перегруппировка российских сил. Временно Киев, Сумы, Чернигов и Харьков перестают быть основными целями вторжения. Зато главные усилия российское командование сосредотачивает на Донбассе, в частности, против Мариуполя, а также в районе Николаева. Последнее направление, очевидно, связано с намерением Кремля создать марионеточную «Херсонскую Народную Республику». Для этой цели российское командование, по всей вероятности, стремится занять всю территорию Херсонской области и максимально оттеснить украинские войска от Херсона. Также Мариуполь, где уже погибло почти 2200 мирных жителей, стал одной из основных целей россиян, чтобы полностью отрезать Украину от Азовского моря. Если город будет захвачен, то будет устранена угроза украинского наступления для деблокады Мариуполя, которое в случае успеха может перерезать коммуникации южной группировки российских войск.

Одновременно российское командование усиливает ракетно-бомбовые удары, в том числе по объектам в Западной Украине, где наземных боевых действий еще нет. Понятно, что провозглашение «Херсонской Народной Республики» будет чистой воды фарсом. Но если это произойдет, станет понятно, что ни на какой компромисс Москва идти не собирается. Если Украина хочет остаться независимым государством, она ни в коем случае не должна признавать независимость «ДНР» и «ЛНР». И точно так же она не должна соглашаться на то, чтобы марионеточные республики Донбасса были бы формально включены в состав Украинского государства при сохранении над ними полного российского контроля. В случае же создания еще и третьей марионетки в Херсоне, Россия, очевидно, намерена будет требовать от Украины также признать и ее «независимость».

Поэтому заявления представителей Офиса президента Украины о том, что в переговорах с Россией достигнут ощутимый прогресс, выглядят чересчур оптимистическими перед предстоящим 14 марта новым раундом переговоров. На капитуляцию идти никак нельзя, а до российского поражения еще далеко. Если Путин не собирается прекращать войну (а пока нет никаких признаков, указывающих на это), то можно предположить, что новое наступление российских войск на юге также имеет целью расширения захваченного плацдарма с последующим ударом на север в направлении Киева, который по-прежнему остается главной целью Путина. Ее не заменят ни Одесса, ни Мариуполь. Судя по всему, российские группировки, наступавшие на Киев с запада и северо-запада, весьма основательно потрепаны, и в ближайшие несколько дней не смогут возобновить масштабное наступление на столицу Украины. В этих условиях российское командование может попытаться организовать новое наступление на Киев с южного направления.

Есть три способа закончить российско-украинскую войну, точнее, вынудить Путина ее прекратить (вариант с украинской капитуляцией я даже не рассматриваю). Первый, самый быстрый и эффективный – это введение США и другими странами НАТО бесполетной зоны над Украиной. В этом случае российские самолеты вряд ли рискнут появляться в украинском небе, поскольку тотчас могут быть сбиты. Ракеты же, запускаемые в том числе с российской территории, в большинстве своем также будут сбиваться американскими ПВО и ПРО. Понимая, что без поддержки с воздуха у российских войск в Украине не останется никаких шансов на успех, Путин, скорее всего, выведет войска с украинской территории к тем линиям соприкосновения, которые существовали на 23 февраля, и прекратит боевые действия под предлогом, что основная цель – кардинальный подрыв военной мощи Украины – якобы достигнута. Это позволит российскому президенту сохранить лицо и, скорее всего, приведет к снятию части санкций, хотя далеко не всех. Все санкции теперь снимут, вероятно, только после ухода российских войск из «ДНР» и «ЛНР», а, может быть – и из Крыма. Кроме того, России придется выплатить возмещение за причиненный действиями российских войск ущерб. Уже сейчас министерством экономики Украины он оценивается почти в 120 млрд. долларов. Если, к несчастью, разрушения от бомбардировок и обстрелов будут расти и дальше такими же темпами, то, при условии, что война продлится еще месяц-полтора, для выплаты компенсации может не хватить активов российского Центробанка в 300 млрд. долларов, замороженных на Западе.

Однако вариант с бесполетным небом над Украиной испугал президента США Джо Байдена, который полагает, что введение такой зоны непременно приведет к мировой термоядерной войне с Россией. Между тем, это предположение не представляется основательным. И вот почему. Сколько бы ни говорили о будто бы сумасшествии Путина, в своей логике он действует достаточно рационально. Если предположить, что российский президент вдруг захотел бы начать ядерную войну, то он ее начнет. И никакой повод или провокация ему для этого не понадобятся. При необходимости он сам устроит провокацию. Поэтому никакие действия не могут спровоцировать Путина на ядерный удар, если он сам этого не планирует. Наоборот, выказанная противником слабость может только поощрить российского президента к безрассудным действиям. А есть основания полагать, что применения ядерного оружия Путин не планирует. Оно было бы оправдано только в одном случае – если войска Украины или НАТО будут подходить к Москве, а все обычные вооруженные силы России будут к тому моменту разгромлены. Но НАТО и тем более Украина никогда не станут доводить российское поражение до столь катастрофических размеров.

Второй способ окончания войны – военная победа Украины. Она возможна, если страны НАТО будут поставлять Украине не только системы ПВО, но и самолеты и танки. Здесь встает то же препятствие в виде опасений со стороны Запада ядерной войны. Кроме того, нельзя предсказать, какой именно срок потребуется для победы, и сколько к тому времени погибнет мирных жителей и будет разрушено зданий и сооружений.

Наконец, третий способ окончания войны – это отступление России под бременем западных санкций, очередную порцию которых Евросоюз должен ввести 14 марта. Но этот путь очень длительный. На российском бизнесе санкции могут сказаться через 2-3 месяца, а существенным образом понизить уровень жизни основной массы населения санкции могут не ранее чем через 5-6 месяцев. А за это время наверняка погибнут десятки тысяч мирных украинских граждан, превратятся в руины многие города Украины и появятся новые миллионы беженцев. Остается только надеяться, что европейскому и американскому общественному мнению, ежедневно в прямом эфире наблюдающему страдания Украины и украинцев, понадобится меньше времени, чтобы убедить свои правительства ввести над Украиной бесполетную зону.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ