Польша долго и трудно боролась против иностранной оккупации и репрессивного коммунистического режима ради достижения современного стойкого демократического строя. Невзирая на это, ее новое правительство, находясь только два месяца при власти после убедительной демократической победы на выборах, находится на линии огня со стороны институций ЕС и подогретых комментариев СМИ, которые почти не прекращаются, чтобы присмотреться к фактам нашей амбициозной программы реформ.
• Вместо решения первоочередных проблем, которые стоят перед континентом — дестабилизации южной границы ЕС, воюющей России на востоке, Европейский Союз вступил в абсолютно бессмысленный конфликт с Варшавой. Польша не является шаловливым учеником, который нуждается в наставническом упреке, она европейская до самого ядра. Юлиуш Словацкий, наш великий поэт-романтик, описал Польшу как сердце Европы — к ней она и принадлежит.
• Позвольте нам перейти к сути. Во-первых, наша попытка перестройки Конституционного трибунала не является посягательством на верховенство права. Мы пытаемся исправить вред, нанесенный в течение последнего периода каденции предыдущего правительства. Изменить состав суда, в котором четырнадцать из пятнадцати судей были рекомендованы правящей в то время коалицией, что нарушало основные принципы плюралистического общества. Мы способны найти решение этой патовой ситуации, но этот сложный вопрос имеет не только юридический характер. Политический компромисс необходим, но внешнее давление из Брюсселя только усложняет нам поиски внутреннего взаимопонимания. Конечно, мы считаем, что надлежащее функционирование Трибунала жизненно важно для верховенства права в Польше. Вот почему наше правительство попросило Венецианскую комиссию Совета Европы выразить по этому поводу свое мнение.
• Во-вторых, попытки правительства относительно налаживания сектора государственных средств массовой информации Польши также стали яблоком раздора. Существует четкая цель: ввести законодательство, которое возобновляет чувство миссии в государственных средствах массовой информации, в то же время, гарантируя плюрализм, независимость и объективность. Национальный совет по телерадиовещанию Польши, наш регулятор вещания, будет придерживаться всех своих полномочий, а новые законы будут соответствовать нормам ЕС. Наш Нацсовет не в наморднике. Наши поправки — это попытки возобновления надлежащего баланса между национальным законодательством и государственными СМИ с целью соблюдения стандартов Венецианской комиссии. Каким образом эти действия можно объяснять как отторжение Европы?
• Мы продолжаем искать способы тесного сотрудничества с Европейской комиссией и поддерживать ее активную роль в формировании европейской политики. Однако в то же время мы считаем, что очень важное выполнение своих обязанностей в соответствии с требованиями учредительных договоров всеми институциями ЕС. Одним из самых важных правил, касающихся функционирования ЕС, является принцип субсидиарности, гласящий, что ЕС должен выполнять только те задачи, которые не могут быть выполнены на низшем уровне. Более тщательное соблюдение этого правила стало в последние годы одной из наиболее важных задач европейских институций. В соответствии с принципом субсидиарности, мы не требуем вмешательства Европейской комиссии или Европейского парламента в наши внутренние дела. Заявление Еврокомиссии от 13 января, которое призывает к введению так называемого правила рамочного закона, не несет реальных правовых последствий для Польши. Это внутреннее решение Комиссии. Тем не менее, мы, как и раньше, благосклонны к диалогу с Брюсселем, невзирая на отношение Комиссии. Наша открытость к диалогу была продемонстрирована еще раз, когда премьер-министр Шидло посетила заседание Европейского парламента и приняла участие в дебатах.
• Этот искусственный спор с Варшавой является бесполезным отвлечением. Ключевой вопрос в том, насколько ЕС компетентен в противостоянии современным вызовам и какое место Польша занимает в европейских решениях? Государства-члены еще не опомнились от последствий финансового кризиса и будущее Еврозоны далеко от уверенного. ЕС разрывается от беспрецедентных потоков мигрантов, которые затрагивают вопрос об открытости европейских границ и внутренней безопасности в рамках Союза. Великобритания, один из важнейших членов ЕС и близкий союзник Польши, может принять решение о выходе из Союза в ближайшем будущем. К этому следует прибавить серьезные геополитические угрозы на границах Европы, которые могли бы легко перетечь в конфликт и хаос.
• Поэтому приоритетом для государств-членов должно быть сохранение единства в Евросоюзе, а также укрепление общей внешней политики и политики безопасности. Именно ЕС должен обеспечить эффективное противостояние этим вызовам. Это то, чего ждут граждане. Мы должны вместе решать проблемы угроз для нашего континента. Эскалация спора с Польшей относительно ее внутренней политики еще больше ослабляет ЕС и препятствует способности Союза разрешать серьезные проблемы.
• В интересах Польши — безопасность ЕС как пространства, в котором наше государство может закрепить свои интересы. Непосредственный приоритет для нас — это стимулирование и модернизация европейской экономики. Кризис лишил многих молодых людей возможности и надежды на будущее. Растущее недовольство в обществе заставляет людей терять веру в европейскую интеграцию. Если мы не вернемся к этому направлению, мы рискуем довести до краха весь европейский проект, преимущества которого все еще высоко ценятся поляками.
• ЕС должен быть частью решения, а не корнем проблемы. Поэтому Польша будет активным и ответственным членом ЕС. Мы поддерживаем укрепление внутренней солидарности и ответственности, однако, не ошибайтесь, потому что в то же время мы будем выступать за право отдельных государств принимать решения, которые непосредственно касаются их граждан. Мы говорим «нет» наднациональной, федерализированной Европе, потому что это не то, чего нашим государствам и нашим гражданам нужно.
• Демократия в Польше не находится под угрозой. Мы также не поворачиваемся спиной к Европе. Напротив, мы хотим играть ведущую роль в построении сильной, гибкой и крепкой солидарности в Европе.