Парламентские выборы в Украине, которые состоятся в воскресенье, имеют, по крайней мере, один общий момент со следующими президентскими выборами в Соединенных Штатах. Во время длительной кампании, парада политических личностей и снежной бури искажений и полуправды почти невозможно запомнить, о чем идет речь на этих выборах.
Хотя наши кандидаты используют кампанию для того, чтобы показать, какими они представляют свои привлекательные качества (жесткость, доверчивость, а часто лишь добрый вид), на американских выборах 2008 года речь будет идти о кризисе заграничной политики, в которую попала страна. Вообще рядовой американец ставит под сомнение роль своей страны и цели ее международной политики. Война в Ираке — одна из первых причин потери национальной самоуверенности, но вместе с тем основной вопрос — что могут делать или не делать США дома и за границей — назревает после завершения холодной войны.
По сути, президентские дебаты ведутся между теми, кто думает, что Соединенные Штаты напоминают Англию периода правления Уинстона Черчилля в 1940 году, которая пребывала в осаде, но была храброй и следовала правильному курсу истории; и теми, кто считает, что США должны напоминать Швецию, которая хорошо приспосабливается, любезно многосторонняя и с удовольствием уделяет больше времени внутренней политике. Но вы никогда не будете знать, что услышите от наших кандидатов в этом году.
В Украине даже еще сложнее определить, какими будут основные вопросы во время досрочных выборов. В значительной степени запутанность вызвана огромным количеством политического шума и личной злобы, что в Украине проходит как кампания. Запутанность также вызвана тем, что выборы были назначены президентским указом, а не по Конституции. И ни один из украинских кандидатов не пошел так далеко, чтобы объяснить избирателям, какой сложный и тяжелый вызов предстанет перед следующим украинским правительством.
Выдвигалось много разнообразных теорий, чтобы объяснить длительный политический кризис в Украине. И все они, в лучшем случае, частично правдивы, но большинство из них полностью неправильны. Первое объяснение заключалось в том, что частые и нерешающие выборы были частью процесса строительства украинской нации. Хотя частью правды может быть то, что люди со Львова, Одессы и Днепропетровска не в восторге друг от друга, но каждый из них (даже политики) ощущают, что они украинцы и серьезно относятся к патриотизму.
Почти год назад появилась другая теория, заключавшаяся в том, что выборы решат вопрос: станет Украина пророссийским государством или проевропейским. Эта теория оказалась фальшивой и специально вводила в заблуждение. То, что Украина разделяет с Россией культуру и историю, — признанный исторический факт. А историю нельзя переписать выборами или референдумом. Подобным образом близость отношений Украины с Европой установлена историей, географией и общими экономическими интересами. Украина всегда будет близка к России и Европе, и в то же время независима от них. И с этим ничего не могут сделать украинские политические партии. Мы можем быть уверены, что нынешние выборы не преследуют цель нарушить железное правило геополитики.
Последняя теория, которая сегодня имеет продолжение, заключается в том, что нынешние парламентские выборы ставят как цель политическую стабильность. И в этом есть часть правды. Мы все надеемся, что следующее правительство Украины сможет хорошо... править. Правительство Юлии Тимошенко плохо справлялось с экономикой и было распущено уже через семь месяцев. Правительство Виктора Януковича лучше справлялось с экономикой и приняло необходимые для вступления в ВТО законы, но не смогло сохранить доверие среди партнеров по коалиции и также было распущено... Действительно, после 2004 года было уволено столько министров, судов и парламентариев, что только Богдан Хмельницкий до сих пор занимает место на Софиевской площади.
Конечно, на нынешних выборах речь будет идти о политической стабильности, но стабильность — лишь условие, а не цель. Мне кажется, что для украинского избирателя выбор следующего премьер-министра и коалиции, которая предоставит его правительству политический мандат, главным образом, состоит в выборе экономического будущего Украины.
Украина на пороге вступления в ВТО, которая является входом в глобальную экономику. Европа впервые — во всяком случае, за столетие — готова рассмотреть создание зоны свободной торговли с Украиной, что 40 лет назад Европейский Союз сделал для Турции. Выход Украины на международные рынки и открытие европейских рынков для украинских товаров будет иметь значительно больший смысл для рядовой украинской семьи, чем далекая возможность членства в НАТО или то, будут ли украинские бюрократы говорить на украинском, на русском или же на обоих языках.
Сегодня основные российские компании зарегистрированы на Лондонской фондовой бирже, где они могут брать инвестиции и наращивать капитал. Ни одна крупная украинская компания до сих пор не зарегистрирована ни на какой-либо европейской, ни на американской биржах. За последние десять лет Украина получила небольшую часть прямых заграничных инвестиций по сравнению со своими соседями Польшей и Словакией. Только этот фактор сократил рост, сохранял низкие зарплаты и влиял на обеспечение работой украинских работников.
Через некоторое время студенты и рабочие из стран Балтии, Польши, Чешской Республики, Словакии, Румынии и Болгарии будут свободно без виз путешествовать по Европейскому Союзу и США. В то время, как следующие поколения украинских студентов будут лишены таких возможностей получить образование, а украинские рабочие не будут иметь возможности воспользоваться мобильностью европейского рынка труда. В результате, через одно поколение украинские семьи будут значительно более бедными, чем это могло быть, если, конечно, следующее правительство в Киеве не возьмется серьезно за работу.
В этом состоит ставка на парламентских выборах в воскресенье. Украинские избиратели должны выбрать в списке ту партию, которая, по их мнению, будет наиболее способна вырвать их женщин, мужчин и детей из экономической ловушки, в которую Украина и другие страны Восточной Европы попали после коллапса Советского Союза. В ходе этой избирательной кампании по большей части игнорировались вопросы, влияющие на жизнь обычных людей: работу, образование и рост. Настоящий вопрос, который будет или, во всяком случае, должен быть решен в воскресенье, заключается в том, кто наиболее способен провести экономические реформы и открыть международные рынки. А это очень важно для того, чтобы сыновья и дочери Украины процветали в XXI веке.
Брюс ДЖЕКСОН — президент Проекта переходных демократий, неприбыльной организации, базирующейся в Вашингтоне.