Начинающиеся в текущем календарном году мероприятия в формате проведения «Года Украины в Казахстане» инициируют украинский политикум и общественность более пристально вглядываться во внутренние процессы, протекающие у наших казахстанских партнеров. В этой связи представляется особо интересным обратить внимание на содержательную сторону ежегодного послания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, с которым он обратился к казахстанскому народу 6 февраля 2008 года, поскольку в этом документе изложена системная программа развития страны — ее экономики и общества на ближайшие годы. Полагаю, что избранные под «украинским углом зрения» фрагменты этого документа, дают возможность увидеть наиболее значимые позиции казахстанского руководства по вопросам урегулирования сложнейших проблем, связанных с развитием национальной экономики и их оптимизации. Не менее важным, как мне представляется, и на это я хотел бы особо обратить внимание украинских деловых кругов, является то, что в формате «Года Украины в Казахстане» перед ними открываются весьма заманчивые перспективы сотрудничества в реализации казахстанских экономических проектов.
В послании конкретизируются задачи, которые предстоит решить стране в ближайшие три года. В частности, новый трехлетний бюджет должен будет обеспечить увеличение (к 2012 году относительно 2007 года) средних размеров пенсий в 2,5 раза, а также заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к двукратному уровню к 2012 году. Кроме того, планируется увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года — в среднем ежегодно на 9%.
В 2009 году планируется увеличить ежегодную квоту для репатриации на историческую Родину этнических казахов, доведя их количество до 20 тысяч семей в год.
Вначале своего Послания казахский президент обратил внимание на то, что «в условиях ухудшения конъюнктуры мировой экономики страна должна активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций (СПК)». В контексте указанной задачи перед правительством Казахстана встают первоочередные задачи по оптимизации деятельности нефте- и газодобывающего сектора с тем, чтобы усилить позиции государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. Первые шаги в этом направлении были сделаны в прошедшем (2007) году, когда власти увеличили казахстанскую долю в освоении нефтяных месторождений Кашаган, Кумколь, угольного разреза «Богатырь».
В развитие указанного направления по увеличению доли Казахстана в добыче полезных ископаемых, государственному холдингу «Самрук» и региональным СПК было поручено принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли, а также решить вопрос разведки новых месторождений.
Вторая задача, на которую акцентирует внимание документ, состоит в инфраструктурном обеспечении основных секторов экономики. Прежде всего, в секторе электроэнергетики, и системе логистики, которые сегодня, по выражению Н.Назарбаева, явно «не успевают» за развитием экономики страны, а также в проектировании строительства атомной электростанции в городе Актау в жесткой привязке с внедрением энергосберегающих и экологически чистых технологий.
В соответствие с долгосрочными планами развития, Казахстан принял решение начать практическую реализацию самого масштабного в Казахстане транспортно- коммуникационного проекта — трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай», который пройдет через южные области и через Актобе выйдет на Россию и Украину.
Сегодня в Казахстане рассматривается более 100 проектов, претендующих быть «прорывными». Среди них — строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода; горно-обогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области; завершение строительства алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области; организация сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и многие другие масштабные проекты.
В ближайшее время планируется начать строительство первого интегрированного газо-химического комплекса в городе Атырау, в следующем (2009) году — газоперерабатывающего завода на базе месторождения Карачаганак; нового алюминиевого завода в Кустанайске; шинного комплекса в городе Астана; развитие логистических центров в городах Астана и Алматы, а также создание производства по переработке поликристаллического кремния.
За последние пять лет, благодаря поддержке государства, достигнуты заметные результаты в развитии аграрного сектора. Валовая продукция сельского хозяйства страны выросла с 2002 года почти в 2 раза, а объем инвестиций увеличился более чем в 3 раза. Введение с 2004 года обязательного страхования урожая в растениеводстве позволило получать фермерам гарантированный доход даже в неблагоприятные для высоких урожаев годы. Принятые меры способствовали почти четырехкратному росту общего товарооборота в сельском хозяйстве, который превысил отметку в $4 млрд.
Для дальнейшего развития агропромышленного комплекса Казахстана планируется значительно увеличить привлечение инвестиций в сельское хозяйство, пищевую промышленность, птицеводство и животноводство, которые будут направлены на развитие и модернизацию материальной базы отрасли. В этой связи, привлечение украинских инвестиций, равно как и украинских специалистов и технологических линий, представляется для Казахстана более чем желательным.
Особую миссию в обеспечении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики призвано выполнить вновь созданное агентство по защите конкуренции, в компетенцию которого будет входить борьба с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, а также с возможными злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением.
Учитывая, нарастающие инфляционные процессы, усугубляемых давлением со стороны глобальных тектонических изменений в мировой экономики, предлагается принятие тщательно взвешенных, адекватных действий по минимизации негативных последствий со стороны правительства.
По мнению президента Казахстана, главной целью административной реформы, которая объявлена в качестве программы по усовершенствованию управленческой системы, должно стать повышение эффективности и результативности работы всех уровней и институтов управленческого аппарата, что напрямую связано с новой кадровой политикой.
Со следующего года, впервые в истории страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет трехлетний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный кодекс.
Обеспечение социального благополучия должно быть направлено на повышение качества жизнедеятельности населения страны. В этом состоит главная задача научно-образовательного и здравоохранительного, а также природоохранительных инфраструктур, разных стран.
Для того чтобы адекватно оценивать достигнутые результаты и повысить эффективность управления и расходования государственных средств, правительству поручается проведение целенаправленного аудита государственных средств, выделяющихся по широкому комплексу основных социально-экономических программ.
Сегодня Казахстан вышел на качественно новый уровень международного признания. Убедительным свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. В связи с этим перед страной встала задача разработать специальную программу «Путь в Европу», которая должна способствовать расширению и оптимизации экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию, в соответствие с мировыми стандартами, законодательной базы, разработке стратегического видения своего председательствования в ОБСЕ, базирующегося на следующих основаниях:
— поиск общности основополагающих интересов;
— выработка понимания в необходимости поиска компромиссов в отношении всех, даже самых острых вопросов;
— укреплении позиций в качестве активного участника международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом;
— модернизации и боевой подготовки казахстанской армии.
В этой связи возникает необходимость в создании профессионального, военного и управленческого корпуса Вооруженных сил, соответствующего современным вызовам безопасности. А это, в свою очередь, влечет за собой укрепление научно- методической базы военных училищ средней и высшей ступеней, где опыт украинских военно-образовательных учреждений может быть востребован нашими казахстанскими партнерами.
Читая Послание президента Казахстана «с карандашом в руках», я с интересом (и удовольствием!) отмечал, что реализация намеченных программ, почти по всем своим позициям и пунктам, совпадает с потенциальными возможностями украинской стороны выступить с взаимовыгодными предложениями о совместной деятельности по ее реализации.
В контексте сказанного, для плодотворного сотрудничества между двумя странами необходимо проявить политическую волю и детально просчитанные действия по реализации совместных мероприятий. И проведение столь масштабного мероприятия, как «Год Украины в Казахстане», может стать чрезвычайно своевременным и важным импульсом для реализации взаимовыгодных инициатив, как со стороны Украины, так и со стороны наших казахстанских партнеров.