Скандал, связанный с проведением военных учений российским Черноморским флотом в Крыму в феврале этого года, казалось, завершится, не начавшись. Распространенная некоторыми СМИ информация о нарушении Москвой украинского законодательства проведением подобного рода учений сначала натолкнулась на опровержение официальным Киевом. МИД Украины сначала заявлял, что действия России отвечают двусторонним соглашениям по Черноморскому флоту. Минобороны вообще уклонялось от комментариев. Казалось, Киев прилагает все усилия, чтобы не портить отношений со стратегическим партнером.
Тема получила новое развитие в последние дни.
Анализ информации, проведенный Министерством иностранных дел Украины, привел к выводу, что несколько положений двусторонних соглашений командование российских морских пехотинцев все-таки нарушило. Во-первых, учение разведывательно-десантных подразделений морской пехоты Черноморского флота России не согласовывалось с Министерством обороны Украины. То, что детский оздоровительный лагерь «Алсу-2», на котором и «тренировались» российские военные, передан россиянам в аренду, согласно соглашениям четырехлетней давности, совсем не означает вседозволенности для иностранных военных. Во-вторых, российское командование не останавливает от проведения учений с применением взрывных устройств и стрельбой (правда, холостыми патронами) даже тот факт, что лагерь «Алсу-2» расположен как раз в государственном заповеднике «Байдарский» Бахчисарайского района.
Выяснение этих сведений заставило наконец официальный Киев пересмотреть предыдущую реакцию. И как часто бывает с опозданием (однако, говорят, лучше поздно, чем никогда). На прошлой неделе МИД Украины направил своим российским коллегам ноту, в которой подчеркивалось, что командование ЧФ РФ нарушило действующее законодательство Украины. Заодно украинские дипломаты обратили внимание российской стороны на недопущение подобных случаев в будущем. Запаздывание Украины с реакцией на нарушения россиянами базовых документов представитель нашего МИДа Игорь Грушко вчера объяснил «чувствительностью такой сферы, как вопросы, связанные с присутствием ЧФ РФ». По его мнению, «оперативность и скорость — важный, но не главный фактор в урегулировании возникающих вопросов»... Очевидно, не менее скрупулезно изучают переданную Москве ноту и в российской дипсреде, так как прошла уже неделя, однако ни возражений, ни извинений от наших соседей до сих пор не поступало. Тем временем МИД Украины обратился в Кабинет Министров с предложениями по совершенствованию механизма сотрудничества министерств и ведомств по вопросам выполнения соглашений по Черноморскому флоту, а также по проведению расследования упомянутого случая, сообщил Игорь Грушко.