«Обзор реформ в Украине: когда люди почувствуют позитивный результат?» С такой довольно провокационной темой выступил позавчера в Дискуссионном клубе «Открой мир» руководитель Рабочего штаба по вопросам Украины Федерального министерства иностранных дел Германии Йоганнес Регенбрехт, который работает в нашей стране с 2014 года.
По его словам, в ответ на требования Майдана украинское правительство в довольно сложное время для страны начало амбициозную программу реформ, борьбу с коррупцией, структурные реформы в сфере энергетики, приватизацию.
Немецкий дипломат отметил, что за это время был принят ряд антикоррупционных законов, создано Антикоррупционное бюро, назначен антикоррупционный прокурор, а также новый Генпрокурор.
Быстрые перемены, продолжил он, происходили в энергетическом секторе, в частности правительство прилагало серьезные усилия по урегулированию энергорынка, с одной стороны, повышая тарифы, а с другой — вводя субсидии для тех, кто не способен оплатить коммунальные услуги.
Вместе с тем пан Регенбрехт отметил, что реформы продвигаются в правильном направлении, но медленно, и потому слишком рано говорить, когда население почувствует результаты.
По его словам, явных результатов борьбы с коррупцией не видно, и подтверждением тому является то, что до сих пор в стране не состоялся ни один крупный судебный процесс. Антикоррупционное бюро и специальный антикоррупционный прокурор должны стать действительно действующими институциями, отметил дипломат.
Электронная декларация наконец заработала, продолжил он, но нужно увидеть, как она будет действовать, и принесет ли это прозрачность. Тысячи членов правительства, судей, прокуроров, налоговиков должны еще подать декларации до конца ноября. А антикоррупционное бюро соответственно должно осуществлять проверку подозрительных деклараций.
Пан Регенбрехт обратил внимание на то, что энергетическая зависимость Украины от России уменьшается, и в то же время увеличиваются экономические связи с ЕС. По его мнению, Украине нужно активизировать сотрудничество с ЕС, потому что 1,5% прогнозируемого роста ВВП в этом году мало, чтобы компенсировать потери от войны.
А для этого Украине нужны инвестиции в рабочие места и, соответственно, привлечение инвесторов, а чтобы это произошло, отмечает дипломат, нужно улучшать инвестиционный климат, внедрять верховенство права, усиливать независимость судебной системы, устранить злоупотребление налоговой системы и должно быть обеспечено право собственности, по меньшей мере на 10—15 лет.
Дипломат объяснил, что помощь Украине со стороны Германии и ЕС привязана к реформам, и это есть рычаг. По его словам, выделение Украине макроэкономической помощи на сумму 600 млн евро задерживается из-за того, что Украина не выполнила ряд условий, согласованных с ЕС. Речь, в частности, о необходимости принятия пакета энергетических законопроектов, касающихся статуса Национальной комиссии, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), реформы рынка электроэнергии и газа, а также создании Фонда энергоэффективности.
«Германия всегда будет оказывать финансовую поддержку Украине, но условием для этого является хорошее управление», — отметил Регенбрехт. По его словам, примерами этого является предоставление Германией финансовой помощи администрациям Черновицкой и Полтавской областей, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими проблемами. В 2015 году Германия оказала Украине помощь на сумму 200 млн евро, а в ближайшее время, сказал он, в Виннице при участии премьер-министра Гройсмана состоится запуск проекта Ulead стоимостью 100 млн евро, цель которого — оказание Украине помощи в развитии успешной экономической политики и лидерства.
Дипломат сообщил, что в октябре в Киеве состоится открытие Торговой палаты ФРГ, а также будет проведен второй немецко-украинский инвестиционный бизнес-форум. «ЕС заинтересован в стабилизации Украины, мы выступаем за территориальную целостность Украины, которая важна для стабильности в Европе. Поэтому в наших интересах оказывать помощь Украине. Хорошо, что в Украине нет выборов, и правительство Гройсмана более стабильно, чем предыдущее, год назад», — отметил он.
Отвечая на вопрос аудитории — когда действительно украинцы почувствуют улучшение, пан Регенбрехт признался, что он специально задал такую провокационную тему встречи.
«Здесь нет быстрого прогресса улучшения уровня жизни, увеличения пенсий, потому нужно создать системе условия, которые обеспечат справедливость для всех. Нам еще далеко до критической массы реформ, которые могут повлиять на жизнь людей, и потому мы будем давить на правительство, чтобы оно осуществляло реформы и делало по ходу необходимые коррекции», — сказал дипломат.
Один из слушателей спросил: почему бы Украине не предложить план Маршалла, как это было когда-то в случае с Германией? Дипломат ответил, что международное сообщество может найти средства для Украины, но при условии существования политической системы коррупции вряд ли будет полезно оказывать такую огромную помощь. Сейчас, по его словам, главный вопрос — это обеспечение финансовой стабильности и преодоление усталости от Украины, поэтому ЕС и МВФ должны оказывать давление на Украину с целью имплементации реформ.
Итак, добавил он, существует обусловленность между предоставлением средств и реализацией реформ. «Нам нужно держать в фокусе Украину и стабилизацию. Поэтому мы и в дальнейшем будем сохранять в составе МИД Германии рабочую группу в составе десяти человек, которая занимается Украиной», — отметил пан Регенбрехт.