Кандидатов в президенты Югославии стало уже трое. Одна из кандидатур была очевидной с самого начала — это нынешний президент СРЮ Слободан Милошевич. Второй стала кандидатура от крупнейшей оппозиционной партии Сербии — Сербского движения обновления (СПО), мэра Белграда Войслава Михайловича. Другие оппозиционеры, посоветовавшись, выдвинули кандидатуру Войслава Коштуницы, лидера Демократической партии. Сейчас становится похоже, что оппозиционные кандидаты будут соревноваться на всеобщих выборах 24 сентября не столько с Милошевичем, сколько между собой — что, как считают некоторые сербские аналитики, и было задумано теперешней югославской властью. Но будет видно.
«Я сказал так из-за народа. Это — моя моральная обязанность, а не мое желание». Так сказал Коштуница сразу по выдвижении своей кандидатуры. То же самое, только в разной форме, уже сказали и еще не раз скажут сербам и Милошевич, и Михайлович. Таковы правила игры — и так уже, очевидно, сложилось, что не может оппозиция выбрать из себя единого, наиболее достойного. Количество кандидатов скоро еще увеличится — собирается баллотироваться в президенты и один из лидеров откровенно националистической Радикальной партии Томислав Николич.
Пока что опросы, которым можно доверять с большой долей скепсиса, свидетельствуют, что популярность президента Милошевича среди сербов падает, но не настолько, чтобы у него не было шансов обеспечить себе еще один срок во власти.
Коштуницу готовы поддержать прежде всего жители больших городов. Считается, что его имя не связано, во всяком случае пока, с коррупцией, наоборот, доктор права Коштуница слывет умеренным националистом, сторонником рыночной экономики и демократических преобразований.
Крестьянин готов поддерживать Милошевича хотя бы потому, что ему не всегда нравится все, чем живут города. И потому, что в села редко доходят оппозиционные газеты. И потому, наконец, что на селе значительно большее пространство для «административного ресурса» и «правильного подсчета голосов». Вряд ли крестьянин будет голосовать за белградского мэра Михайловича — тем более, что репутация самого Драшковича не является исключительно чистой. Но за «гробокопателя» Николича — может. Который, не исключено, при необходимости просто передаст свои голоса Милошевичу.
Всеобщие выборы в Югославии ставят сразу несколько вопросов. Первое — что ожидает страну в дальнейшем? Возможность перемен, которые бы привели к выходу из международной изоляции и улучшению условий жизни — или продолжение агонии, которая уже не сможет завершиться эволюционными переменами? Пока продолжается выдвижение кандидатур на президентские и парламентские выборы, Австралия присоединилась к 35-ти странам, которые не желают видеть на своей территории ни Милошевича, ни других теперешних югославских и сербских высоких должностных лиц.
Другой вопрос — а в какой, собственно, стране собираются править Милошевич, Михайлович, Коштуница, Николич? Не исключено, что на время выборов это уже не будет Югославия. Последний союзник Сербии — Черногория — без лишнего шума дистанцируется от Белграда с его проблемами. Тем временем генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон предупреждает Милошевича, что Альянс не будет молча наблюдать в случае провокаций Белграда против Черногории. Хотя, правда, в штаб-квартире Альянса о возможности нового вмешательства на Балканах говорят без энтузиазма, и это понятно.
Никто не может сказать, как пройдут и чем завершатся выборы в Косово. Уже сейчас допускается, что сербов просто не допустят к голосованию не только албанцы, но и спецслужбы Белграда. Владыка Артемий, один из авторитетных сербских лидеров в крае, считает, что оппозиция вообще проиграла эти выборы еще до их начала.
Картина пока не слишком веселая, но — все еще впереди.