Завтра в Молдове пройдут парламентские выборы. Затем, согласно конституции страны, парламент должен будет избрать президента. Уже давно звучат голоса, предрекающие Молдове «виноградную революцию», или «революцию лозы». Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что правящая Партия коммунистов победит с большим отрывом. Молдавская оппозиция с надеждой смотрит на грузинский и украинский опыт, лидер Христианско-демократической народной партии Юрие Рошка на своих предвыборных плакатах сфотографирован вместе с Виктором Ющенко, а цветом ХДНП теперь стал оранжевый. (Таким образом христианские демократы апеллируют и к удачному опыту «оранжевого» Басеску, победившего на выборах в близкой им Румынии.) На этой неделе президент Молдовы Владимир Воронин поспешно встретился с Виктором Ющенко в Киеве и позвал в Кишинев Михаила Саакашвили. Вместе с грузинским президентом он подписал две декларации: о демократических ценностях и о сепаратистских регионах. Молдавская оппозиция заявила, что президентов Грузии и Украины «дезинформировали» о ситуации в Молдове. А ряд экспертов и журналистов — в особенности российских — уже прогнозируют возрождение ГУМа — союза трех членов ныне полузатухшей организации ГУУАМ. В Москве говорят об антироссийской направленности такого альянса и обращают внимание на то, что Молдова не приглашала на выборы российских наблюдателей. Как заявил ранее Владимир Воронин, наблюдатели от РФ смогут работать в составе делегаций ОБСЕ и ПАСЕ. Более года назад президент Молдовы в последний момент отверг предложенный Россией план урегулирования приднестровской проблемы. Коммунист Воронин объявил одновекторную политику и курс на присоединение к Евросоюзу...
Стоит ли ожидать в Молдове того или иного повторения грузинских и украинских событий? Каким будет эффект от встреч Воронина с Ющенко и Саакашвили и возможен ли союз Кишинева, Киева и Тбилиси? С этими вопросами «День» обратился к молдавским экспертам.
Виктор ЖОСУ , один из лидеров Крестьянской партии Молдовы:
— Воронин пытается обезопасить себя от возможного повторения тбилисского или киевского сценария. Он старается всячески показать протестному электорату, что он хотя и «красный», но и с «оранжевыми», и с Грузией на дружеской ноге. Он хороший, его не надо свергать. Это при том, что, по прогнозам, Партия коммунистов будет идти в значительном отрыве от своих ближайших конкурентов.
С большим количеством нарушений со стороны властей протекала сама избирательная кампания. Именно эти нарушения будут способны подвигнуть проигравших на какие-то действия после оглашения итогов выборов. Госдепартамент США сделал довольно жесткое заявление, были еще несколько заявлений от евроструктур, в том числе недавнее заявление Евросоюза, призвавшего Молдову провести свободные и справедливые выборы. Но кампанию со всеми ее последствиями уже не воротишь вспять! Не было равенства конкурентов. Телевидение еще до старта гонки работало только на Партию коммунистов. Да, в конце прошлого года Воронин заявил, что ему не нужен медиа-ресурс в избирательной кампании. Но около 60% населения формирует свое мнение еще до ее начала! Кроме того, работники нашего Гостелерадио просто не могут не польстить начальству. Поэтому все это — попытка сделать хорошую мину при плохой игре.
В кампании широко использовался административный, полицейский ресурс: начиная от присутствия полиции на встречах оппозиции с избирателями и заканчивая попытками устранения технологов, которые работали на то или иное оппозиционное формирование. При этом все знают: четыре года назад на Воронина и его партию работала бригада из России, которая в том числе обеспечила ему встречи с Путиным, патриархом Алексием. Конечно, это все показывалось по российскому телевидению, и никто не говорил, что это вмешательство во внутренние дела. Я сомневаюсь, что российские политтехнологи, работавшие на ряд оппозиционных сил Молдовы, олицетворяли прямо-таки поддержку Кремля. Точно сказать не могу — чего не знаю, того не знаю. Но наверняка это был уровень пониже Павловского.
Определенная часть молдавского общества, как и украинского, воспринимает Путина и Россию позитивно. Какая-то — резко негативно. А часть испытывает смешанные чувства. С одной стороны, отношение к России хорошее, но поддержка, которую Москва оказывает Приднестровью и Смирнову, вызывает реакцию отторжения. Россия всюду проигрывает: в Грузии, в Украине. А Запад, Европа, те же американцы на самом деле и не сулят ничего, но хорошо умеют создать ощущение поддержки.
Пока что с российской стороны на ход нашей кампании пыталась реагировать только Дума. Но что такое Дума? Все решает Кремль и Путин, а он пока никак не высказал своего отношения к тому, что здесь происходит. Украина для России куда важнее, чем Молдова. Даже при том, что у нас есть Приднестровье и его сторонники объясняют, что это — последний редут, за который Россия должна бороться... Некоторые поспешили сказать, что Буш и Путин в Братиславе договорились «хоронить» Воронина, но не думаю, что так было.
В Молдове есть определенная социальная база для протестов. Большинство пенсионеров довольны коммунистами хотя бы потому, что нормализовалась выплата пенсий, они даже несколько возросли, но такие настроения в основном в сельской местности. А в городах, где больше ощущается рост цен, люди недовольны. Кроме социальных, есть еще и аспекты морально- политического характера. Все понимают: ну какая перспектива с коммунистами, которые унаследовали все родимые пятна от прежней советской номенклатуры?! Еще четыре года они будут у власти?! Люди-то уезжают из страны. (По данным экспертов, 400 — 450 тысяч выехавших на работу за рубеж молдаван приносят стране два годовых бюджета. — Авт. ) Уезжают те, кто здесь не может найти применения своим силам, потому что власть душит любую инициативу на корню, кругом полицейские, бюрократические налогово-репрессивные органы. В такой маленькой стране это все пухнет как на дрожжах. Для тех, кто в принципе способен протестовать, безусловно, есть социальная база. Это не их власть и не их режим. Это режим пассивной части, которая в численном выражении, конечно же, значительна. У нас всего по спискам было два миллиона 400 тысяч избирателей. Из них в предыдущих выборах участвовали миллион 600 тысяч. А пенсионеров у нас где-то 700 тысяч. Отсюда и все расклады.
Виталий ДЬЯКОНУ , научный сотрудник Института Центральной и Восточной Европы при университете Болоньи, Италия:
— Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили очень популярны в Молдове, особенно среди тех, кто поддерживает евроинтеграцию. Думаю, встречи с ними принесут Партии коммунистов часть голосов неопределившихся, немного повысив процент ее сторонников. Президент Воронин и Партия коммунистов в 2004 году избрали очень сильный курс на евроинтеграцию, диалог с ЕС, однако оппозиция часто критиковала их за декларативность и использование лозунга евроинтеграции в предвыборных целях. Встречи с Ющенко и Саакашвили дали Воронину дополнительный аргумент в споре с оппонентами.
Действительно, организация ГУУАМ до сих пор не достигла особых результатов. Однако создание тройного альянса мне представляется маловероятным. Так, Украину и Грузию объединяют личные отношения Ющенко и Саакашвили, поддерживающих курс европейской интеграции. Но в Молдове у власти находится Партия коммунистов, и это название может оказаться своего рода барьером к созданию альянса. Так что встречи Воронина с Ющенко и Саакашвили преследовали чисто политические, предвыборные цели.
Курс Молдовы на евроинтеграцию в чисто внешнеполитическом аспекте был провозглашен в 1999 — 2001 годах. Нынешнее правительство акцентировало внимание не только на внешнем, но и на внутреннем аспекте, на создании хорошей инфраструктуры внутри страны с целью дальнейшей успешной интеграции в ЕС. Со стороны Европейского Союза не было сигнала о том, что Молдова когда- нибудь станет его членом. Однако страна добилась определенных результатов. Молдова является единственным государством на постсоветском пространстве, кроме России, которое входит в Пакт стабильности Юго-Восточной Европы. Она также участвует как наблюдатель в процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе. Ведет переговоры и сотрудничает в рамках индивидуального Плана действий с Евросоюзом. Так что внешне Кишинев достиг определенных успехов. Но крайне необходимо принять меры по демократизации, развитию гражданского общества, работе телевидения, независимости СМИ в целом.