3 марта, в Париже состоится первая в этом году встреча министров иностранных дел в нормандском формате. Ранее во время встречи глав дипломатических ведомств Украины, Германии и Франции в Киеве наши западные партнеры выражали надежду, что в столице Франции будет достигнут компромисс в реализации Минских договоренностей.
Впрочем, заявления министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и госсекретаря США Джона Керри в Вашингтоне вызывают определенные предостережения, в частности относительно предвзятого отношения к Украине в плане выполнения Минских договоренностей, которые вовсе не выполняет Россия и поддерживаемые ею боевики на Донбассе.
Во-первых, во время пресс-конференции Штайнмайер отметил, что хотя обе стороны конфликта признают Минские договоренности главным документом, «готовность всех сторон конфликта к воплощению реальных шагов весьма ограничена». Между тем Керри добавил, что обе стороны должны выполнять свои обязательства, а Россия должна гарантировать, что сепаратисты будут придерживаться своей части соглашений.
Во-вторых, Штайнмайер по окончании заседания Совбеза ООН, где представил программу председательства ФРГ в ОБСЕ на 2016 год, сказал, что его страна «постарается достичь прогресса, особенно в вопросе ситуации с безопасностью, и обсудить новое избирательное право для Восточной Украины, для Донбасса, что является основным условием для проведения выборов, которые должны состояться в первой половине этого года».
«День» обратился к экспертам и представителю МИД с просьбой рассказать, на какой компромисс может пойти Украина в Париже.
Директор департамента политики и коммуникаций украинского МИД Алексей МАКЕЕВ.
— Мы будем говорить по всему комплексу вопросов, самыми важными из которых являются безопасность и создание безопасностных предпосылок для проведения возможных выборов, достижения сдвигов относительно модальности выборов, которые прописаны в украинском законодательстве, в стандартах ОБСЕ и чтобы было достигнуто согласие России и российских боевиков, которые все еще не соглашаются на какие-либо уступки в рамках переговоров. Это будет очень комплексная беседа, и мы надеемся, что сможем достичь продвижения и по безопасностным, и по политическим вопросам, и по заложникам.
У нас есть определенные подходы и позиции, от которых отказаться невозможно. В частности, нельзя отказаться от того, что прекращение огня должно в конце концов через год наступить, и не может быть никаких компромиссов по поводу того, что ОБСЕ должно получить полный доступ ко всей оккупированной территории. Нельзя идти на компромисс относительно того, что иностранные войска должны быть выведены из Украины. Поэтому там будет достаточно жесткий разговор. У нас есть конкретные аргументы, что Украина выполнила и что российская сторона как подписант Минских договоренностей должна тоже выполнять свою часть, начиная с пункта 1, заканчивая пунктом 12.
Что касается заявления Штайнмайера о проведении выборов на оккупированной территории Донбасса в первой половине этого года. Действительно, прозвучали определенные оценки и ожидания со стороны шефа немецкой дипломатии. Мы будем смотреть, как будет проходить переговорный процесс и насколько мы сможем выполнить такие безопасностные предпосылки, чтобы у нас выборы состоялись. А для того, чтобы они состоялись как можно скорее, завтра должно наступить прекращение огня и выполнены все предпосылки, которые позволят потом ОБСЕ сделать вывод, что действительно ситуация там безопасна для проведения выборов. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Но здесь должна российская сторона выполнить свои обязательства и повлиять на подконтрольных ей боевиков, чтобы ситуация в конце концов успокоилась.
Доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Шевченко Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА также считает, что Украина может соглашаться на проведение выборов при определенных условиях. «Если и Керри, и Штайнмайер заявили о том, что выборы прежде всего, то в таком случае нужно говорить, что мы не признаем эти выборы и не будем принимать в них участие, пока не будут выведены из Донбасса вооруженные силы РФ, расформированы бандформирования и не выполнены все пункты, предшествующие проведению этих выборов», — отметил он.
Ведь согласно канонам любой миротворческой стратегии, продолжает эксперт, без прекращения боевых действий никакие выборы не проводятся. Например, в Боснии прошли две миротворческие операции, демилитаризация, демобилизация, и только после этого были проведены выборы.
По его словам, в Косово была подобная ситуация, и именно так нужно действовать, если цель заключается в достижении мира. «А если цель снять санкции с России, тогда Украине, если она хочет защитить свои интересы, а не сдать территорию противнику, нет смысла вести переговоры в нормандском формате. Иначе это будет акт капитуляции с надеждой прекращения боевых действий, которые не прекратятся», — считает конфликтолог.
Если Украина согласится на эту модальность — проведение выборов на Донбассе, то это нужно расценивать как сдачу национальных интересов и территориальной целостности Украины, и руководители страны должны нести уголовную ответственность за это.
У нас есть шанс избежать такой ловушки, но для этого нужно жестко защищать свою позицию. И если посредники решают свои вопросы за счет Украины, ее государственного суверенитета и территориальной целостности, тогда мы однозначно должны выйти из нормандского формата, — считает эксперт.
Со своей стороны руководитель центра Россия — ННД во Французском институте международных отношений, Париж, Татьяна КАСТУЕВА-ЖАН, ссылаясь на доклад Московского Центра политических технологий, сказала «Дню», что наиболее вероятным и самым приемлемым для всех сторон сценарием урегулирования конфликта на Донбассе является его замораживание. По ее словам, ввиду того, что ситуация является тупиковой, самый лучший вариант «заморозить» ее. «Это позволяет избежать жертв в большом количестве, как это было ранее, и дает возможность России поддерживать не мир и не войну, что ее устраивает, а для Украины это возможность обойти на сегодняшний день проблему блокирования конституционной реформы», — отметила она.
Для Франции, продолжает эксперт, в данной ситуации важно, чтобы ничего не вспыхнуло заново, чтобы не было военного конфликта. И программа минимум для Парижа заключается в том, чтобы помимо сирийского кризиса параллельно не усложнялась ситуация в Украине или по крайней мере оставалась в тлеющей стадии.
Госпожа Кастуева-Жан не исключает адаптации Минских договоренностей. «Минск-3 был бы проигрышем для Меркель и Олланда и признанием второго подряд провала», — считает она.
По ее словам, компромисс в Париже может заключаться в следующем: программа минимум, чтобы не было возобновления боевых действий ни с одной, ни с другой стороны. И во-вторых, Запад будет наблюдать за внутренними процессами в Украине, глядя, можно ли требовать чего-то от нее.
Феликс ШИМАНСКИ-ГАЕР, доцент магистерской программы «Немецкие и европейские студии», Киево-Могилянской академии и Координатор проекта «Немецкие и Европейские Студии», Университет имени Фридриха Шиллера в г. Ена:
— После встречи с госсекретарем США Германия будет пытаться оказывать как можно больше давления на две стороны конфликта, чтобы достичь ощутимых результатов. В частности, Штайнмаер заявил, что имплементация должна продолжаться и доверие ко всему процессу будет зависеть от этого. Думаю, что Штайнмаер и Керри не хотят завести Минские соглашения в тупик, а будут стремиться достичь результата. Следовательно, они риторически повышают ставки ради результата.
Я не знаю, какого компромисса хочет Штайнмаер, но думаю, что для немецкой стороны главной проблемой являются местные выборы и принятие Радой соответствующего законодательства.
Германия видит Минск-2 как единственный дипломатический формат достижения соглашения между всеми сторонами конфликта. По мнению дипломатов, проведение местных выборов является первым шагом, и они хотят обеспечить полный доступ к украинско-российской границе позже.
По моему мнению, Украина должна настаивать на том, что она хочет иметь полный доступ к российско-украинской границе. Правда, я сомневаюсь, что Россия и поддерживаемые ею боевики пойдут на такой шаг.
С другой стороны, я не думаю, что Германия хочет достичь мира за счет Украины. Я вижу, что Штайнмаер также давит на россиян и поддерживаемых ими боевиков. Я вижу сильное желание со стороны Штайнмаера и Керри добиться реализации соглашения и совсем не вижу интереса Германии давить на Украину, чтобы поставить ее в невыгодное положение.
Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра Мартенса, Брюссель:
Действительно, опасность заключается в том, что со стороны министров иностранных дел Германии и Франции существует очень несправедливое отношение к Украине. Соглашение Минск-2 само по себе не является ни четким, ни справедливым, поскольку оно приравняло агрессора (Россию/повстанцев) и жертву (Украину). Но теперь опасность еще усугубляется тем, что Германия и Франция будут настаивать на том, чтобы Украина выполняла свои обязательства (выборы и автономию Донбасса), прежде чем россияне/боевики будут выполнять хоть какие-то обязательства, и это в то время когда нарушения режима прекращения огня увеличиваются и виновниками этого в 90% случаев являются боевики и русские (это подтверждается СММ ОБСЕ). Вместо того, чтобы оказывать большее давление на Украину, чем на Россию и ее марионеток, Запад должен поддержать санкции против России, а не говорить о их облегчении. Даже эти разговоры являются достаточными для того, чтобы поощрить Россию к агрессии и убежденность, что она не будет наказана за это.
Сюзан СТЮАРТ, Німецький інститут з питань міжнародної політики та безпеки (SWP), Берлін:
Створюється враження, що Німеччина вирішила наполягати на виборах на окупованих територіях, а не на конституційних змінах щодо децентралізації. Без сумніву, тому що вони вважають, що в даний час немає шансів для необхідних дві третини голосів. Можливо, вони вважають, що закон про вибори, який вимагає тільки просту більшість, буде легше ухвалити. У той же час Німеччина повторює про необхідність домогтися прогресу в припиненні вогню і виконанні інших пунктів Мінської угоди, пов'язаних з безпекою. Так що я б сказала, що в Берліні сподіваються на прогрес по паралельних доріжках – росіяни/сепаратисти співпрацюють більшою мірою, ніж раніше у галузі безпеки, в той час як українці працюють над розробкою і схваленням спеціального закону про вибори. Але, здається, що насправді навряд чи обидві ці речі відбудуться, але Німеччина хоче сильно підштовхнути до досягнення деякого прогресу в рамках Мінської угоди, тому що може бути важко продовжувати домагатися єдності ЄС щодо санкцій проти Росії цього літа.