Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конец эры Милошевича

17 марта, 2006 - 19:46
ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня в Сербии будут хоронить Слободана Милошевича. После непродолжительных споров относительно места его погребения власть и представители семьи экс-президента достигли компромисса — свой последний приют бывший лидер сербов найдет в родном городе Пожаревац. Однако почестей на государственном уровне бывший правитель не будет удостоен. «Для большей части сербского народа Милошевич является человеком, разрушившим сербскую экономику, начавший и проигравший три войны», — рассказал «Дню» Влайко СЕНИЧ, заместитель лидера Сербского движения обновления. В свое время эта партия была в оппозиции к Слободану Милошевичу, в 1998—1999 годах участвовала в союзном правительстве, а после выборов 2003 года сформировала правительство меньшинства с Демократической партией Сербии Воислава Коштуницы и партией «Группа-17». Милошевич ушел навсегда, но его «успехи» еще долго будут напоминать о себе. «Самая большая проблема сегодня — решение вопросов, связанных с наследием Милошевича — Косово, сотрудничество с Гаагским трибуналом. В то же время многие вещи изменились. Наступила политическая стабильность, улучшается экономическая ситуация», — отметил В. Сенич. Напомним, что С. Милошевич неделю назад умер от инфаркта в тюрьме в Гааге. Токсикологический анализ двумя неделями ранее обнаружил в крови больного остатки препарата, якобы блокировавшего действие лекарств, прописанных Милошевичу для его слабого сердца. Предполагают, что он тайно употреблял этот препарат, чтобы таким образом получить разрешение Трибунала на лечение в Москве, но, очевидно, он переборщил. С какими мыслями и чувствами Сербия провожает своего бывшего лидера, «День» попросил рассказать главного редактора популярной ежедневной сербской газеты «Политика» Лилияну СМАЙЛОВИЧ.

— Как сербское общество восприняло смерть своего бывшего лидера?

— Слободан Милошевич был самой печально известной фигурой, и его смерть не объединила людей. Его кончина вызвала сначала некоторые эмоции. Однако отреагировали только те, кто или больше всего его ненавидит, или до сих пор ему поклоняется. Молодое поколение потеряло интерес к этой фигуре. Первое, что случилось после появления новости о его смерти, это разные спекуляции политических партий. Оппозиционные партии пытались получить политическое преимущество перед правящей коалицией в результате смерти бывшего президента. Представители правящей коалиции понимали, что они могут утратить свои позиции, если не позволят похоронить Милошевича на территории Сербии. Правительство согласилось на это, но в то же время не хотело уступать всем требованиям жены С. Милошевича Миры Маркович, в частности, отменить уголовные обвинения против нее. В кулуарах продолжались напряженные переговоры между представителями правительства, Социалистической партии и семьи Милошевича. В результате была достигнута договоренность не проводить похороны на государственном уровне и без оказания каких-либо государственных почестей. В то же время временно был отменен ордер на арест Миры Маркович для того, чтобы она беспрепятственно смогла присутствовать на похоронах мужа. Я думаю, что ей позволят вернуться в Москву сразу после церемонии погребения. Впрочем, подтверждения ее намерения приехать в Сербию у нас пока нет.

— Представители Социалистической партии Сербии предполагают, что попрощаться с С. Милошевичем придут многие люди. Какая реакция на похороны ожидается в сербском обществе? Что говорят политики и пресса?

— Представители правящей партии не собираются посещать эти похороны, как и ни один официальный представитель государства вообще. Вместо этого придут не только сторонники С. Милошевича — члены Социалистической партии, но и сторонники правых партий, ключевых оппозиционных партий, националисты, представители Радикальной партии Сербии, которая во времена Милошевича была в коалиции с Социалистической партией. Они призывают своих сторонников прийти на похороны. То есть этому событию будут пытаться придать политическую окраску. Это будет попытка изолировать правительство и показать, как много людей до сих пор поддерживают Милошевича. Но я не думаю, что это сработает. Эти меры не в состоянии привести к падению правительства. У нас правительство меньшинства, полагающегося на поддержку Социалистической партии Милошевича. Кое-кто предрекал коллапс правительства из-за этих событий. Некоторые аналитики ожидали, что, если правительство не пойдет на уступки в требованиях социалистов относительно похорон, то они перестанут поддерживать правительство. Но этого не случилось. Как только завершатся все ритуалы, связанные с похоронами, никто больше не будет ощущать политического присутствия Милошевича в Сербии. В некотором смысле это конец его эры в Сербии.

— Кем является Милошевич для большинства сербов — разрушителем или созидателем?

— Он напоминает всем о поражении Сербии. Он не только проиграл несколько войн, но ему еще удалось разрушить многие сербские институции. В частности, он подверг сомнению правомерность и компетентность Академии наук Сербии. Даже авторитет Сербской православной церкви в определенной степени был подорван в результате поддержки Милошевича в начале его правления. Он — символ всего того, что Сербия потеряла в течение последних двадцати лет. Он не создал ничего нового. Все, чего он коснулся, сравнялось с землей. Он — символ национального унижения, символ нашего поражения. В этом смысле он прочно закрепился в памяти сербов. Он —напоминание того, как нас унизили и как справедливая обида сербов не нашла ответа.

Поэтому в Сербии не может быть никакой ностальгии по прошлым временам. Это были плохие времена — времена конфронтации, войн, потерь.

— Прошло шесть лет после революции, вследствие которой был свергнут Милошевич. Что изменилось с тех пор и какие проблемы до сих пор не удается решить?

— С тех пор произошло много изменений. Страна находится на пути интеграции в ЕС. Этот курс поддерживает значительная часть населения. Даже оппозиционная националистическая Радикальная партия выступает за интеграцию в Европейский Союз. То есть в стране изменилась сама политическая культура. Впрочем, остается много нерешенных вопросов. Один из важнейших — не улучшающееся положение сербской общины в Косово. Большинство представителей Запада хотят заставить сербов считать, что Милошевич ответствен за потерю Косово. Но ответственность за результат переговоров по статусу Косово — его автономия или независимость и суверенитет — уже ляжет не на Милошевича, а на новое демократическое правительство, пришедшее к власти после него. Сейчас это важнейший элемент политической картины. Разве что в этом смысле Милошевич не выглядит полным разрушителем, потому что во времена его правительства ООН признавала суверенитет Сербии с Косово в ее составе. А после шести лет правления демократического правительства ООН якобы пытается этот суверенитет урезать.

— Поддерживает ли сербское общество политический и экономический курс, который проводит новая власть? Нет ли разочарований?

— В некоторой степени поддерживает. Поскольку это правительство меньшинства, то у него нет поддержки подавляющего большинства. Но в ключевых моментах (например, продвижение в ЕС) граждане поддерживают действия руководства. Сейчас у нас нормальное демократическое правительство, а не какая-то диктатура, здоровое гражданское общество.

СПРАВКА «Дня»

Слободан Милошевич родился в августе 1941 года на территории, оккупированной немецкими войсками Югославии. В 1959 году он вступил в Коммунистическую партию и начал быстрое восхождение по номенклатурной лестнице. Звездный час политика настал в 1989 году, когда он использовал националистические настроения и пообещал защитить сербское население края Косово от притеснений со стороны албанского большинства. Именно под давлением С. Милошевича парламент социалистической Сербии отменил автономию Косово и Воеводины. В этом же году он был избран президентом республики. В 1991 году, когда Словения и Хорватия объявили о независимости, Слободан Милошевич был одним из инициаторов ввода югославской армии в районы, населенные сербами (война в Сербской Краине). В 1992 году началась война в Боснии и Герцеговине, в которой С. Милошевич поддерживал лидера местных сербов Радована Караджича. Именно во время этих конфликтов Слободан Милошевич вступил в конфронтацию со странами Запада, требовавшими от него прекратить поддержку вооруженных формирований сербов. В 1995 году С. Милошевич подписал Дейтонские соглашения, завершившие военные действия в Боснии. В 1997 году Милошевич (уже будучи президентом Югославии) попытался решить при помощи жестких мер заново вспыхнувший конфликт в Косово. Его деятельность завершилась неудачей — в конфликт вмешались государства НАТО. В итоге войска югославской армии были выведены из Косова. Поражение в нескольких конфликтах, тяжелое экономическое положение разрушенной войной страны привело к свержению режима С. Милошевича в 2000 году. От нового правительства Воислава Коштуницы Международный трибунал по бывшей Югославии потребовал выдачи Слободана Милошевича, которого обвиняли в преступлениях против человечества, совершенных во времена войны в Хорватии и Косове, и военных преступлениях, в геноциде и преступлениях против человечества, совершенных во времена войны в Боснии. В 2001 году С. Милошевич был выдан Международному трибуналу по бывшей Югославии сербскими властями в обход федерального правительства страны.

Ольга КОРНИЙЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ