Визит президента Румынии Траяна Бесеску в Киев на прошлой неделе был его четвертой встречей с главой нашего государства за последние двенадцать месяцев, что уже само по себе свидетельствует о динамике развития двусторонних украинско-румынских отношений. По оценкам большинства аналитиков, последняя встреча Бесеску и Ющенко в Киеве дала новый мощный импульс активизации контактов. По итогам украинско-румынских переговоров был подписан протокол о создании общей президентской комиссии «Бесеску — Ющенко», главной задачей которой является решение наиболее сложных проблем двусторонних отношений, связанных с восстановлением Украиной глубоководного судоходного пути «Дунай — Черное море», делимитацией континентального шельфа и исключительных экономических зон обеих стран в Черном море. Как отметил Траян Бесеску, президентская комиссия призвана прежде всего «выстроить крепкую структуру будущего развития двусторонних отношений и направить наши отношения в наиболее благоприятное русло сотрудничества».
В ходе визита обсуждались вопросы энергетической безопасности в Европе, диверсификации источников поставки энергоносителей, сотрудничества в рамках Сообщества демократического выбора, а также вопросы урегулирования приднестровского конфликта. Виктор Ющенко выступил с инициативой создания совместных украинско-румынских проектов по использованию континентального шельфа вокруг острова Змеиный, богатого газовыми и нефтяными месторождениями.
На наш взгляд, наиболее весомый результат последнего украинско-румынского саммита касается геополитического аспекта двусторонних отношений. Похоже, что и в Киеве, и в Бухаресте наконец достигли понимания того, что Украина и Румыния имеют перспективы стать региональными государствами не на пути соперничества, а только на пути развития широкомасштабного сотрудничества как на двустороннем, так и на региональном уровне.
Смена правящих политических элит в Украине и Румынии открыла новые перспективы и возможности подъема двусторонних отношений на качественно новый уровень, основанный прежде всего на определенной общности идеологических постулатов В. Ющенко и Т. Бесеску и их преданности европейским демократическим ценностям. После оранжевой революции в Украине и «оранжевой эволюции» в Румынии и Молдове существенно изменилось также геополитическое окружение Приднестровского анклава, откровенно пророссийский и антизападный характер которого весьма контрастно выделяется на фоне усиления евроатлантических тенденций в бассейне Черного моря.
Вместе с Грузией Украина и Румыния стали ядром нового регионального проекта — Содружества демократического выбора (СДВ) в рамках Балто-Черноморско-Каспийского региона. Президент Румынии был одним из девяти президентов, которые участвовали в учредительном форуме в Киеве 2 декабря 2005 года и подписали Декларацию стран СДВ. Выступая на форуме, Т. Бесеску, в частности, призывал страны черноморского региона повысить эффективность сотрудничества в рамках «интернационализации бассейна Черного моря, в котором наши новые партнеры будут проводить собственную политику».
Поддержка Румынией украинско-грузинской инициативы относительно создания СДВ имеет большое значение как для Украины, так и для судьбы этого амбициозного и многообещающего проекта в регионе Балто- Черноморской дуги, в котором выразительно выделяются три региональных лидера — Румыния, Украина и Польша. На наш взгляд, ни одна из этих стран не может стать единоличным региональным лидером всей Восточной Европы, но вместе они могут стать центром формирования «Молодой Европы». При условии благоприятного развития международной ситуации в недалеком будущем это геополитическое трио может стать двигателем трансатлантического сотрудничества в Центрально-Восточной Европе. По нашему мнению, следующий саммит лидеров Балто-Черноморского региона, который состоится 4—5 мая этого года в Вильнюсе, может стать качественно новым этапом развития этого регионального образования только при условии, если Польша также подпишет Декларацию СДВ, а Турция проявит большую заинтересованность к этому геополитическому проекту.
При этом следует отметить, что Москва с большим подозрением относится к новым геополитическим трансформациям, происходящим между Черным и Балтийским морями. В среде российских политиков и должностных лиц существует общее мнение, что «цветные революции», ГУАМ, СДВ и особенно перспектива появления в недалеком будущем американских военных баз в Румынии и Болгарии являются вызовом России, ее национальным интересам и реализацией «плана США по вытеснению России с постсоветского пространства». Любое межгосударственное образование между странами бывшего советского блока без участия России в Москве автоматически объявляется антироссийским. В Кремле не воспринимают того, что упомянутые геополитические трансформации в бассейне Черного моря являются следствием желания Украины, Грузии, Болгарии, Румынии и Молдовы играть более самостоятельную роль на международной арене, ориентируясь на европейское содружество, которое демонстрирует более высокий уровень общественно- политического и социально-экономического развития по сравнению с Россией. Вместе с тем, следует признать, что евроатлантическая ориентация этих государств в известной степени является реакцией на силовые формы российского доминирования в различных частях постсоветского и посткоммунистического пространства. Как сказал президент Молдовы В. Воронин: «Нельзя держать всех нас в тех рамках, в которых мы были в СССР. Мы стали другими».
Бесспорно, Украина должна уважать решение Румынии о размещении американских баз на своей территории. Хотелось бы надеяться, что американское военное присутствие в Черном море приблизит день вывода российского ЧФ из Севастополя. Однако было бы недальновидно и очень нежелательно для Украины менять российские базы на своей территории на американские. Нам иностранные военные базы в принципе не нужны. Вместе с тем, Украина должна уважать и признавать интересы всех стран черноморского бассейна, включая Россию, но не за счет отказа от собственных национальных интересов. Никоим образом Украина не должна использовать будущее военное присутствие США в Черном море в качестве козырной карты в перестройке украинско-российских отношений.
Осознание Киевом и Бухарестом приоритетности взаимодействия в рамках геополитического пространства между Черным и Балтийским морями открывает новые перспективы и возможности для урегулирования проблем двусторонних отношений, а также по усилению сотрудничества в рамках действующих региональных структур — ГУАМ, ОЧЕС, Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия Blackseafor. Румыния, которая стала членом НАТО в ноябре 2002 г., и станет членом ЕС с 1 января 2007 г., могла бы быть лоббистом Украины не только на пути ее вхождения в НАТО и ЕС, но и на пути обретения ею статуса ассоциированного члена в таких региональных организациях, как Евросредиземноморское партнерство.
Последний украинско-румынский саммит в Киеве продемонстрировал, что Украина и Румыния, находящиеся в едином геополитическом пространстве, выбирают путь сотрудничества, а не конкуренции, стремятся тесно взаимодействовать на региональном уровне и играть важную роль в укреплении сотрудничества в Черноморском регионе. Наличие заявленных общих интересов и целей свидетельствует об окончании этапа недоразумений и переход на новый уровень взаимодействия как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. По словам Т. Бесеску, 2005 год для Украины и Румынии стал «годом консолидации двусторонних отношений и вывода их в режим наиболее благоприятных отношений». Он выразил убежденность, что 2006 год будет годом «нового качества» сотрудничества двух стран. Надеемся, что Киеву и Бухаресту хватит терпения и сил реализовать эти стремления и надежды.