— Как вы считаете, станет Украина членом НАТО или нет?
— Я должен вас разочаровать — перед миссией такой задачи нет. Руководство государства тоже не устает повторять украинскому обществу, что этот вопрос отсутствует на повестке дня. А посему, мы не измеряем свою работу тем, насколько мы продвинулись к членству в НАТО. Совместно с НАТО мы оцениваем, как выполняются рабочие планы года. В частности, это касается проведения совместных семинаров, конференций, визитов экспертов, заседаний совместных рабочих групп по вопросам военной реформы, по вопросам планирования при чрезвычайных ситуациях. Это касается и создания соответствующих условий по выполнению плана подготовки совместного украинско-польского батальона, формирования украинско-венгерско-румынского инженерного подразделения.
— Как, на ваш взгляд, НАТО относится к Украине?
— В Брюсселе я работаю почти три года. И ощущаю очень серьезный прогресс. Не только в том, что нас чему-то научили. Но и в том, что в нас увидели надежного партнера. Сначала очень осторожно, потом с заинтересованностью. Со стороны НАТО чаще и чаще приходится слышать оценки возможностей Украины, которые определяют ее место в европейской безопасности не только в настоящее время, но и в будущем...
Когда мы слышим дифирамбы, что Украина — это ключевой фактор стабильности и безопасности, не даем дальше продолжать разговор. Говорим, простите, на дворе не 1992 год. Нам приятны комплименты, но мы хотим говорить о конкретных делах.
По моему мнению, мы продвигаемся, не имея четко определенных конкретных временных сроков. Приобретенный опыт свидетельствует: Альянсу без Украины в качестве партнера трудно решать проблемы. Украине тоже, не имея специализированных отношений с этой международной организацией, было бы невозможно существовать в современном мире.
— Сколько может стоить Украине вступление в НАТО?
— Я не сторонник таких прогнозов. И не потому, что хочу скрыть эти расходы... Сегодня у Украины столько проблем, что преждевременно говорить об этом. Как можно ставить вопрос непосредственно о вступлении, если оно связано с огромными расходами. И как это воспримет наш рядовой гражданин, если он знает, что у государства множество других проблем. Отмечу, что Украина проводит стратегический курс интеграции в европейские, евроатлантические структуры, в том числе и структуры международной безопасности. И одним из приобретений уже стало то, что Украина устроила свои отношения с соседями.
Что касается Польши, Чехии и Венгрии, то они имеют намного меньше проблем экономического характера, нежели Украина. Приняв решение по поводу вступления в НАТО, государства оценивали и свои возможности. Но каждая страна, которая приобрела членство, не только получила гарантии своей безопасности, но и ныне вносит серьезный вклад в общую европейскую безопасность. Другие страны, которые тоже готовятся к членству, очевидно, способны увеличить бюджет на оборону.
— А что бы вы сказали о Яворовском полигоне, который был предложен НАТО в качестве учебного центра?
— Яворовский полигон — это уникальная территория, причем не только по размерам, но и по инфраструктуре. Именно поэтому Украина и предложила полигон в качестве учебного центра программы «Партнерство во имя мира». Мы настойчиво продвигали эту идею, чтобы заинтересовать другие страны проводить учения там. Инициатива Украины была воспринята не просто. Но отдавая предпочтение возможностям именно Яворовского полигона, Североатлантический совет принял решение предоставить ему статус учебного центра ПРМ. Это состоялось и теперь должно быть реализовано, заложено в будущие совместные планы тренировок и учений.