Дата не круглая, но отметить ее стоит — это 55 стран и почти 1,3 млрд населения. В 1960 году 17 стран Африки стали независимыми. Начался крах колониальной системы. Некоторые метрополии, Франция и Англия, поняв неотвратимость событий, без активного сопротивления согласились с независимостью своих бывших колоний. Португалия имела в Африке три колонии: Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау. Не хотела отказаться от них добровольно. Под давлением национально-освободительной борьбы, при поддержке СССР и Китая, она все же вынуждена была согласиться с их независимостью.
Через 60 лет стоило бы говорить о достижениях африканских стран за годы независимости. Они действительно есть. Создано политико-экономическое объединение — Африканский Союз со штаб-квартирой в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Активно действует Афроэксимбанк. 8 стран Западной Африки ввели собственную валюту — эко, чтобы освободиться от абсолютной финансовой зависимости от Франции. ВВП в Африке растет на 5-6% ежегодно, а в странах, где есть нефть — более чем на 10%. С 1 мая этого года должна вступить в действие Континентальная зона свободной торговли, крупнейшая в мире. Активно строятся дороги для расширения внутриафриканской торговли, сейчас она составляет 17%. Строятся атомные электростанции. Некоторые страны уже имеют собственные спутники — для нужд сельского хозяйства, для нужд коммуникаций. В Малави создана Академия по управлению дронами. Массовым стало пользование смартфонами и мобильными телефонами. Бурно растут города. Конечно, хватает и негатива как остатка старых колониальных времен — стычки между племенами, между кочевыми и оседлыми племенами, терроризируют население радикальные исламистские организации, сохраняется детский труд, распространяется социальное расслоение. Учитывая весь комплекс проблем, специалисты все же предсказывали, что XXI век будет веком Африки.
Но вмешалась пандемия COVID-19. Если сравнить с Европой и США, она развивается в Африке медленнее. Первый случай заражения зафиксировали в Нигерии 27. 02.2020; это был гражданин Италии. На 9.04 их было более 10 000, на 6.05 — более 49000, на 10.05 — 61 000, на 12.05 — 68 000, умерших — 2 340, половина из них в Северной Африке. Больше всего их в ЮАР, а затем в Египте, Марокко, Алжире и Нигерии. Единственная страна, где на 12.05 не было заболеваний COVID -19, это Лесото. Учитывая состояние медицины в Африке, Экономическая комиссия ООН по Африке (ЭКА) прогнозирует число жертв пандемии в 3,3 млн человек. Африканские страны имеют печальный опыт борьбы с ЭБОЛОЙ, СПИДОМ, с малярией, тифом, знают, что такое корь. Поэтому эпидемию коронавируса в Европе они восприняли всерьез и заблаговременно начали принимать соответствующие меры. 43 страны полностью закрыли свои границы. Многие страны прекратили авиасообщение. Сенегал, Кения, Уганда, Кот-д’Ивуар ввели комендантский час. В Бенине, Камеруне, Мадагаскаре, Марокко обязательно ношение масок. В Нигерии ограничили передвижение между штатами. Почти во всех странах массово освобождали осужденных, только в Нигерии президент помиловал 52 000 человек. Во всех странах в той или иной форме ввели карантин. В ЮАР за нарушение карантина арестовали всех 50 участников свадьбы и оштрафовали; всего арестовано 17 000 человек, в Руанде — 14 000 человек; все члены правительства не получают плату в пользу борьбы с пандемией. В Кении плетьми разгоняли людей, которые не придерживаются социальной дистанции. В Эфиопии и Либерии ввели чрезвычайное положение.
Низкие цифры заболеваемости объясняются слишком малым количеством тестирования. Специалисты утверждают, что в реальности их больше в 10 раз, а то и в 100. Лондонская школа тропической медицины называет данные в 450 000. Влияет на эти показатели и то, что в Африке более 60% населения моложе 25 лет. Молодость может помочь Африке.
Пандемия показала низкую готовность системы здравоохранения к массовым эпидемиям. В Африке на 1 млн жителей 5 коек для интенсивной терапии, в Европе — 4 000; один доктор приходится на 10 000 жителей, в Европе — 37. В Нигерии (около 230 млн населения) менее 500 аппаратов ИВЛ, в США — 172 000. По данным ООН, в 34 странах более 50% жителей не имели средств для мытья рук; 10 млн человек в Египте и 31 млн в Судане не имеют доступа к воде и мылу. Кроме этого, 56% городского населения живет в трущобах, в фавелах. Африка импортирует 94% лекарств, в то время как 71 страна ограничила экспорт лекарств (кстати, некоторые эксперты утверждают, что до 70% лекарств, которые закупает Африка, сфальсифицированы).
Учитывая реальную ситуацию, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает Африку следующим эпицентром пандемии коронавируса. Эта перспектива имеет отношение не только к медицине. Директор Центра по контролю и профилактике заболеваний в Африке Джон Нкенгасонг указывает, что пандемия может оказаться «прежде всего, кризисом национальной безопасности, затем экономическим кризисом и кризисом в области здравоохранения». Это мнение подтверждает африканист А. Белов: «Единственная возможность построить безопасный мир после COVID -19 — это сделать так, чтобы Африка не осталась позади». Мировое сообщество в этой сложной ситуации находит возможности помочь странам Африки, чтобы не допустить новой угрозы из этого региона. Генсек ООН А Гутерриш заявил, что Африке понадобится 200 млрд долларов для борьбы с пандемией и ее последствиями. Комитет министров финансов АС обратился к международным кредиторам о списании части долгов и об их реструктуризации. МВФ и Всемирный банк организовали виртуальную конференцию по вопросам помощи Африке. По ее результатам МВФ списывает часть долгов 19 странам Африки и предоставляет им гранты для покрытия долгов; всего окажет помощь на общую сумму 11 млрд долларов. Только Нигерия получит 3,4 млрд долларов, а ДРК — 363 млн. Страны G-20 ввели мораторий на выплату долгов до конца года для 76 стран, 40 из них — в Африке. ВОЗ выделила 300 млн долларов странам региона для борьбы с коронавирусом. Китай, которому африканские страны задолжали 145 млрд долларов, поддержал инициативу Комитета по развитию Африки АС по отсрочке выплат и по их сокращению. Афроэксимбанк выделил на эти цели 3 млрд долларов. Оправившись от пандемии, Франция 8.05.2020 г. отправила первый гуманитарный груз в ЦАР — 75 специалистов из 12 стран и 8 тонн медоборудования. В планах следующие страны — Южный Судан и Буркина-Фасо. Поступает помощь и по другим каналам. Миллиардер из Китая Джек Ма («Алибаба») отправил в каждую африканскую страну 20 000 тестов. Куба направила в Анголу 257 медиков. Турция направила помощь в Сомали.
Несмотря на всю помощь, последствия для региона будут тяжелые. Ахунна Эзиаконва, региональный директор Программы развития ООН для Африки», прогнозирует («Associated Press»): в африканских странах может быть потеряно до 50% рабочих мест. Больше всего в авиации, в сфере услуг, в экспорте сырья, в горнодобывающей промышленности и в сельском хозяйстве. «Мы увидим полный крах экономик континента и источников средств существования. Средства существования в Африке будут уничтожены так, как мы еще никогда не видели». Выступая на виртуальном заседании Совета Безопасности ООН, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли заявил об угрозе «голода поистине библейского масштаба»; с этим столкнутся почти 30 стран Африки. Для полной картины бедствия в странах Восточной Африки — саранча съела весь урожай и ждет, пока появятся ростки нового.
Кроме общих мер, в каждой стране придумывают что-то свое для борьбы с этим бедствием. В Кении проводят дни молитвы против коронавируса. Президент Танзании Дж. Магуфули (единственная страна, которая не закрыла свои границы ради доступа соседей к портам) заявил, что только Бог защитит их от коронавируса. В ЮАР молодежный хор исполняет песню о борьбе с коронавирусом. В Гане всех жителей освободили от платы за воду. В Эфиопии запретили увольнять людей. В Гане и Кот-д’Ивуаре местные шаманы организовали массовое шествие обнаженных женщин: верят, что это отпугнет вирус. В ЮАР местные банды прекратили войны и взялись на волонтерских началах помогать людям. В Мали правительственные войска заключили перемирие с исламскими боевиками на время пандемии. На Мадагаскаре под руководством президента создали напиток на основе полыни. Утверждают, что лечит. Танзания, Гвинея-Бисау, Экваториальная Гвинея, Республика Конго уже стали его импортировать. И «вишенка на торте»: Бурунди, наконец, отказалась от гонки вооружений в космосе. Теперь мир может спать относительно спокойно.
И напоследок. Все утверждают, что после COVID-19 мир должен измениться. Никто не конкретизирует — как? В чем? Поэтому, как по мне, все ЭТО пройдет и все останется, по большому счету, по-старому. Разве что, в лучшем случае, будут больше внимания уделять медицине, медикам. Те, кому действительно нужны изменения при нарастающем социальном неравенстве, не имеют власти, от них ничто не зависит. Тем, кто имеет власть, кардинальные изменения не нужны. «Нас и здесь хорошо кормят», — говорил кот-толстопуз. Кардинально изменится лишь место Африки в глобальном мире. Опираясь на мнение многих западных политиков и политологов, я пропагандировал тезис, что ХХІ век будет веком Африки. Пандемия сломала эти предсказания. Президент Руанды П. Кагаме (в прошлом году был президентом Африканского Союза) заявил, что Африке понадобится одно поколение или больше, чтобы выздороветь от пандемии (Financial Times, 21.04.2020). Пандемия отбрасывает Африку назад. Говоря о мире после СОVID-19, бывший министр иностранных дел Англии У. Хейг отмечает, что в 2020 году ВВП Азии превысит ВВП всех остальных стран мира вместе взятых. Гораздо быстрее, чем предполагалось, наступает век Азии. Неутешительный вывод для Африки. Но это заставит власти африканских стран более целенаправленно и упорно восстанавливать экономику региона, ориентируясь на собственные рынки. Им нужна будет помощь.
Такое понимание перспектив Африки увеличивает шансы Украины на африканских рынках. При любых условиях Украине потребуются новые рынки и валюта. Это — если украинские власти эти рынки заинтересуют.