Жизнь меняется и требует соответствующих изменений от общества и его институтов. Это — аксиома, которую весьма непросто изучить очень многим французским политикам. Пятая республика всегда отличалась достаточно высокой степенью централизации власти — местные ассамблеи в провинциях больше напоминают исполкомы, нежели советы. Вряд ли Париж бы пошел на уступки требованиям времени, если бы не проблема корсиканского сепаратизма, связанного с терроризмом. И Жоспен искренне считает, что террор, который продолжается уже четверть века, можно прекратить предоставлением острову больших прав под контролем Парижа — тогда как Шевенман убежден, что потом аналогичного подхода, т.е. предоставления ограниченной автономии, будут требовать и другие французские регионы. В кругах французских аналитиков между тем давно уже ведутся разговоры о возможных взрывах сепаратизма, в частности, в Эльзасе-Лотарингии или же в Нормандии, или на Юге...
Собственно, реформа одной из основ современного французского политического сосуществования — переход к пятилетнему президентскому мандату — уже состоялась. Очевидно, что реформа отношений между центром и провинцией также рано или поздно должна состояться, как бы этому не сопротивлялся традиционный французский политический консерватизм, имеющийся в наличии и в левом правительственном лагере, и среди голлистов, из которых вышел президент Ширак.
Одновременно французские наблюдатели отмечают, что отставка Шевенмана существенно ослабила правительство социалиста Жоспена, который не скрывает своих президентских амбиций (выборы — через два года). Но время еще есть, а Жоспену до сих пор удавалось выходить из нескольких сложных ситуаций.