Ситуация с Алексеем Навальным создает все больше проблем для Кремля. Перспектива замораживания реализации проекта «Северный поток-2» из-за покушения на жизнь лидера российской оппозиции становится все более реальной. И в Кремле, похоже, уже начались колебания, стоит ли придерживаться прежней официальной версии, что никакого отравления не было, а Навальный впал в кому то ли из-за диабета, которого у него нет (причем эта версия имеет две взаимоисключающие подверсии, озвученные омскими врачами: у политика произошло либо резкое падение, либо резкое повышение уровня сахара в крови), то ли из-за диеты, то из-за чрезмерного употребления алкоголя, который Алексей Анатольевич во время последней поездки в Сибирь, как надежно свидетельствуют данные наружного наблюдения ФСБ, вообще не употреблял. Эта версия не только не вызывает никакого доверия за границами России, но и внутри страны, по мере обнародования новых фактов в Германии, все меньше людей, даже зомбированных пропагандой, считают ее убедительной.
Поэтому прокремлевские сайты и блогеры вовсю стали эксплуатировать другую версию, согласно которой отравление Навального все же имело место, но устроили его не российские спецслужбы, а люди из окружения оппозиционного лидера. Кремлевские пропагандисты всячески продвигают на роль главной отравительницы Марию Певчих, новую госпожу Тофану, одну из соратниц Навального и автора сценариев его последних сибирских расследований, сопровождавшую его во время так трагически завершившейся сибирской поездки. По некоторым данным, она сотрудничает с Фондом борьбы с коррупцией с 2011 года и сейчас возглавляет отдел расследований фонда. Распространяются слухи, что Певчих будто бы тайно покинула Россия сразу после отравления в Томске и даже сделала это с помощью представителей одной из западных спецслужб. А сейчас омские правоохранительные органы обвиняют Марию в том, что она не сотрудничает с ними в ходе проведения доследственной проверки по делу о возможном криминальном в следе в случае с Навальным. Однако Певчих, постоянно проживающая в Лондоне, а сейчас находящаяся в Германии, резонно ответила, что ни в России, ни в Англии до сих пор никто из россиян даже не пытался связаться с ней и допросить ее в качестве свидетеля или подозреваемой.
Пока что версия с Марией Певчих, отравившей Алексея Навального, имеет статус полуофициальной. Но сам министр иностранных дел России Лавров, отвечая на вопрос: «Будет ли Россия добиваться передачи данных по делу А.А. Навального в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО)?», заявил: «От нас требуют расследования, а все те, кто сопровождал А.А. Навального, оказывается, тоже потихонечку перебираются в Германию. Все это очень неприятно и наводит на серьезные мысли. Поэтому, в интересах наших германских коллег — защитить свое реноме и предоставить всю необходимую информацию, которая хоть как-то проливала бы свет на их абсолютно голословные обвинения». Мария Певчих сейчас в Германии, так что здесь прямой намек на нее. Но версия с отравительницей Певчих, даже если она будет сделана официальной, предназначается прежде всего для внутреннего потребления. Вряд ли в Кремле кто-то всерьез думает, что в мире поверят в эту фантастическую и шитую белыми нитками версию. Зато против Марии Певчих в России вполне могут возбудить дело по подозрению в отравлении Навального и тем самым закрыть ей въезд на родину. А заодно формально выполнить тем самым, пусть и в издевательской манере, требование Германии о возбуждении уголовного дела по факту отравления оппозиционного политика.
Между тем, Берлин поставил условием для предоставления информации о состоянии здоровья блогера Алексея Навального Москве согласие самого Навального, которого, естественно, не будет. И в берлинской прокуратуре подчеркнули, что в данный момент передача соответствующей информации невозможно. Очевидно, в Германии, да и на Западе в целом, уже никто не сомневается, что к отравлению российского оппозиционера причастен Кремль. Поэтому власти ФРГ и других стран ведут себя с Москвой так, как ведут себя следователи с подозреваемыми в тяжком преступлении. И результаты анализов, позволивших установить, что Навальный был отравлен, никто России предоставлять не собирается именно потому, что это позволит российским специалистам установить, с помощью каких именно тестов немцы смогли определить, что отравление было произведено веществом группы «Новичок», чтобы в дальнейшем усовершенствовать яд и еще более затруднить его выявление.
Неслучайно с 8 сентября уволился по собственному желанию Глава Центра судмедэкспертизы Минздрава РФ Андрей Ковалев. Известно, что этот Центр проверял версию отравления Навального фосфорорганическими соединениями, но в Минздраве отвергают, что увольнение связано с данным исследованием. Однако трудно сомневаться в обратном. Сам Ковалев подтвердил, что уволился по собственному желанию и писал объяснительную на имя главы Минздрава Михаила Мурашко в связи с нарушением трудовой дисциплины. Но уже в начале сентября, получается, сразу после того, как лаборатория бундесвера обнародовала данные об отравлении оппозиционера «Новичком», Мурашко назначил заместителя Ковалева по научной работе Игоря Макарова временно исполняющим обязанности руководителя Центра. Теперь мало сомнений в том, что Ковалев поплатился должностью за то, что не сумел определить следы «Новичка» в последних российских анализах Навального, перед его отправкой в Германию. Но если он действительно определил наличие «Новичка» в первых анализах Навального (а скорее всего, это так), то он становится опасным свидетелем, и его рано или поздно может постичь та же судьба, что постигла начальника ГРУ и заместителя Генерального прокурора РФ после разоблачения Петрова и Боширова.
Тем временем использование яда из группы «Новичок» против Навального уже осудила Северо-Балтийская восьмерка. Главы МИД Дании, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Финляндии, Швеции и Эстонии также призвали Москву провести беспристрастное расследование и потребовали, чтобы ответственные за нападение на Навального были переданы в руки правосудия». А премьер-министр Латвии Кришьяниш Кариньш прямо заявил, что отравление российского оппозиционного лидера Алексея Навального демонстрирует Европейскому Союзу, что отношения с Россией необходимо строить на более реалистичной основе: «Что ещё должно произойти для осознания, что именно Россия представляет угрозу для Европы и европейских ценностей? Мы должны в конце концов открыть глаза на происходящее». Он призвал Германию содействовать прекращению работ по проекту «Северный поток — 2» и указал, что призывы стран Балтии и Польши к остановке проекта «Северный поток-2» «уже невозможно игнорировать». Таким образом, вероятность введения против России серьезных экономических санкций, включая злосчастный газопровод, неуклонно возрастает.
Напомню, что врач и блогер Андрей Волна еще 21 августа в Facebook задал омским и московским врачам вопросы, на которые до сих пор нет ответа:
«1. Каков был состав консилиума, проведённого в Омске (пофамильно)? Принимали ли участие в консилиуме специалисты, наблюдавшие пациента до факта настоящего заболевания (отравления?)? Если нет — то почему?
2. Кто является (являлся) председателем консилиума?
3. Обсуждал ли консилиум вопросы транспортабельности пациента?
4. Каково заключение консилиума?
5. Подписан ли консилиум всеми специалистами? Если нет, каково особое мнение не подписавших консилиум врачей?
И, да. В современной медицине не существует понятия «нетранспортабельный пациент».
Замечу, что все эти вопросы лежат полностью в русле российского законодательства и медицинской практики. И молчание российских официальных медиков здесь красноречивее любого ответа.