Через день после возвращения первых 140 украинских миротворцев из Ирака премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил о том, что Италия также начнет выводить из страны своих военных в сентябре этого года. Итальянский премьер отметил, что вывод войск будет проводиться «в рамках договоренностей с союзниками». Это своеобразный удар в спину Соединенным Штатам Америки, которые теряют одного из самых верных союзников и четвертый по численности коалиционный контингент — 3000 военных.
Основной причиной такого решения итальянский премьер назвал общественное мнение, в котором преобладает недовольство пребыванием итальянского контингента в Ираке. В подтверждение этого тезиса Берлускони сослался на британского премьер-министра: «Я поговорил с Тони Блэром об этом и понял, что общественное мнение в обоих наших странах ожидает именно такого решения». С одной стороны, такая мотивация звучит довольно странно из уст итальянского премьера, который всегда подчеркивал полное согласие с политикой Джорджа Буша и поддержал идею вторжения в Ирак, несмотря на то же таки общественное мнение, которое с самого начала не было благосклонным к делегированию итальянских военных в Ирак. С другой — Берлускони сейчас стремится доказать, что он не подчиненная шахматная фигура американцев, в чем его часто обвиняли оппоненты.
Ситуация предстала совсем в другом свете после досадного инцидента, в результате которого американскими военными был убит агент итальянских спецслужб Никола Калипари, который вез в аэропорт только что освобожденную из плена журналистку Джулиану Сгрену. Несоответствие американской и итальянской версии инцидента, отсутствие оперативных результатов расследования бросили тень на отношения Рима и Вашингтона. Калипари стал национальным героем, на его похоронах был сам Берлускони. Таким образом оппозиция к иракскому вопросу в Италии значительно укрепилась. Теперь итальянскому премьеру приходится «оправдываться» за промах американских военных.
Примечательно, что срочное «восстановление» имиджа Сильвио Берлускони приходится делать накануне парламентских выборов, которые пройдут весной 2006 года и в которых Берлускони стопроцентно примет участие. Вывод итальянских военных из Ирака — официально неоформленное предвыборное обещание премьера, способное привлечь электорат (вспомним ситуацию в Украине — вывод украинских военных из Ирака был одним из предвыборных тезисов Виктора Ющенко). То же самое наблюдается в Польше — накануне парламентских и президентских выборов партии якобы противоположного направления сходятся в точке необходимости вывода польского контингента из Ирака. Официально заявлено, что вывод польских войск начнется с нескольких сотен военных в июле и завершится к концу 2005 года. В эти же сроки собирается покинуть Ирак и Болгария.
Фактически сегодня можно говорить о кризисе в «коалиции доброй воли». Руководство стран-участниц коалиции начинает ставить внутриполитические интересы выше союзнических, однако оформляя это «в рамки договоренностей с союзниками». Если вывод контингентов Нидерландов и Болгарии не создаст особых проблем для союзных сил, то выход 4-тысячного итальянского контингента оставит немалую дыру в мультинациональной дивизии, руководимой британцами. Похоже на то, что давние союзники Блэр и Буш остаются почти в одиночестве. Некоторые эксперты выражают сомнения, что США сможет увеличить свой 150-тысячный контингент еще на 3 тысячи военных. Так что вполне возможно, что об этом будут просить Великобританию. Но у Тони Блэра в июне тоже выборы...