Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лед тронулся

Германия — Польша — ЕС — Украина
31 октября, 2006 - 19:30
ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что в отношениях между Польшей и Германией начал таять лед. Причем потепление происходит как на государственном уровне, так и на уровне руководителей правительств соседних стран. Свидетельством этого стал однодневный визит польского премьер- министра Ярослава Качинского в Берлин и его переговоры с немецким канцлером Ангелой Меркель. Сам польский премьер назвал эту встречу «хорошим опытом». Более того, он выразил надежду, что проведенные переговоры «помогут построить хорошие отношения между странами, правительствами и, возможно, даже личные отношения».

Как известно, напряжение в отношениях между соседними странами возникло после того, как немецкий канцлер Герхард Шредер, не проконсультировавшись с Варшавой, подписал с Россией соглашение о строительстве северного газопровода в обход балтийских стран и Польши. Ярослав Качинский на переговорах с Ангелой Меркель опять отметил, что его страна выступает против северного газопровода. «Польша не может допустить возникновения ситуации, когда соседние государства могут оказывать давление на страну, используя энергоносители», — цитирует Би-Би-Си слова польского премьера. В ответ Меркель заверила его, что Германия не допустит того, чтобы Польша могла остаться без газа. По его словам, Польша имеет право доступа к европейскому рынку газа и сможет в случае кризиса получить газ от западных стран.

Качинский на переговорах с Меркель также поднял вопрос о двойных стандартах в отношениях ЕС к Польше и России. В частности, он обратил внимание на то, что Варшаву упрекают в том, что она запретила парад гомосексуалистов в Варшаве, но вместе с тем он не слышал реакции ЕС по поводу событий, которые имеют место в России. По мнению польского премьера, ЕС должен требовать от Москвы соблюдения определенных «европейских правил игры».

Премьер Польши также настаивает на том, чтобы перед Украиной были открыты двери ЕС. По его мнению, было бы хорошо определить долгосрочную перспективу вступления Украины в евросообщество. Как в самой Польше оценивают визит польского премьера, и может ли Варшава влиять на Берлин, чтобы во время председательства Германии в ЕС перед Украиной могла быть открыта перспектива членства в Евросоюзе?

КОММЕНТАРИЙ

Якуб БОРАТЫНСКИ , директор международных программ Фонда имени Стефана Батория:

— Больших конкретных результатов этот визит не принес. Важно, что немецкий канцлер поддержала общую европейскую энергетическую политику. Меркель пообещала, что в случае энергетического кризиса Европа придет на помощь Польше и другим странам Центральной и Восточной Европы. Я считаю, что это красивая декларация. Но северный газопровод не отвечает принципам европейской политики.

Конечно, у Польши и Германии есть общий интерес в плане более привлекательной и активной политики Евросоюза в отношении стран соседей. Существует немало возможностей сотрудничества в этом направлении. Но если говорить о деталях этого вопроса, то позиции Берлина и Варшавы отличаются. Германия является выразителем настроений большинства стран ЕС, которые не хотят делать совместных заявлений о европейской перспективе Украины. Это было заметно и на последнем саммите ЕС—Украина в Хельсинки. Вместе с тем можно отметить, что существует политическая воля развивать сотрудничество между ЕС и Украиной на политическом и экономическом уровнях.

Что касается слов Ярослава Качинского, что «перед Украиной должны быть открыты двери ЕС», то все польские политики могут повторить подобные слова. Однако я не жду, что во время председательства Германии в ЕС произойдет прорыв в этом вопросе. Вместе с тем, я считаю, что со стороны ЕС есть настоящее желание подготовить новое соглашение, которое должно быть максимально конкретным. Но даже в Германии понимают, что в условиях политики европейского соседства недостает привлекательных элементов для стран, которые желают присоединиться к евросообществу.

Думаю, что новые страны в известной степени влияют на общую политику ЕС. Но после конституционного кризиса в Евросоюзе, в ближайшие два-три года я не жду никакого прорыва. Я думаю, что мы ошибаемся, когда называем прорывом то, что в какой-то декларации было объявлено, что членство в ЕС — это окончательная цель Украины. Ведь если говорить о конкретике, то важнее этого — визовые вопросы, доступ украинских товаров на европейские рынки. Очень важно, чтобы в Украине проходили внутренние реформы. Ведь сейчас никто не знает, что будет в Украине. Поэтому в данном случае в ЕС нет другого выхода, как не делать деклараций в плане перспективы членства. Существуют разные элементы риска. В частности, очень плохо, если в Украине состоится референдум о НАТО и если не будет прогресса в отношениях между ЕС и Украиной. Что касается вступления Украины в ВТО, то мы ожидали, что это состоится еще в этом году, а то и позапрошлом. Если этого не произойдет, это будет очень негативным сигналом в плане развития ситуации в Украине. Возможен и другой более позитивный сценарий. Украина вступает в ВТО и за год-полтора заключает новое расширенное соглашение о сотрудничестве между ЕС и Украиной. Тогда может случится так, что Украина в одностороннем порядке к этому соглашению может прибавить декларацию о намерении вступить в ЕС, что станет очень символическим шагом.

Сейчас для интересов Украины главное не то, что кто-то сегодня даст перспективу членства. Это совсем не реалистично. Для Украины важно, чтобы в Европе не было негативных дискуссий об окончательных границах ЕС. Ведь в евросообществе есть такие голоса, которые требуют установить, где должно заканчиваться расширение.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ